В первом зале находятся картины мастеров XVI-XVIIIвв. Среди них полотна мастеров итальянской школы, самое раннее из которых – «Портрет молодого мужчины», написанное венецианским мастером второй половины XVIв.

Несколько кратин принадлежит представителям крупнейших национальных школ XVIIв. – фламандской и голландской, у которых общие корни. Они появились в результате Нидерландской буржуазной революции (1566-1609) и разделения страны на северные и южные провинции. Нидерладская революция победила только в северных провинциях, которые образовали первую в Европе буржуазную республику – Голландию.

Южная часть, не добившаяся независимости от Испании, стала называться Фландрией. Приверженность реалистическим и демократическим традициям, выдвинутым в прошлом веке, в частности в жанре пейзажа. Об их прочности в период становления фламандской школы свидетельствует «Горный вид», приписываемый известному фламандскому художнику И. Де Момперу.

Блистательное развитие фламандской живописи XVIIв. Завершило творчество Д. Терниса Младшего, выдающегося и плодовитого живописца.

Голландия, «образцовая капиталистическая страна», в XVIIв. Переживала период экономического, национального и культурного подъема. Началось стремительное развитие ее духовной культуры. С особой силой это проявилось в живописи, которая глубоко вошла в быт самых широких слоев общества. Она встала на путь реалистических завоеваний, утверждая глубокое и всестороннее отражение действительности. Голландская живопись показана в экспозиции в разнообразии жанров, что составляет один из ее типичных признаков.