Авторские материалы

Обессвеченный город

16:27 / 23.03.15
7638
Мы в социальных сетях:

Информация о плановых отключениях электроэнергии, которые проводит компания «Горсети», каждый день появляется на официальном сайте компании и в СМИ. Порой в один день под отключение электроэнергии попадают сотни домов. В ответ обыватели все чаще оставляют гневные комментарии в интернете — мол, «Горсетям» лишь бы свет отключить, да народу навредить. Журналист портала Томск.ру попыталась разобраться, с чем связаны отключения света, и действительно ли они так необходимы.

В ведении компании «Горсети» находятся 29 распределительных пунктов, 1 123 трансформаторных подстанций, 2 078 километров кабельных и воздушных линий электропередач, более 200 километров контактных сетей электротранспорта и 13 тяговых подстанций. В Томске насчитывается 23,5 тысячи светильников наружного освещения, а протяженность сетей наружного освещения составляет более 680 километров. Вся эта огромная система должна работать, как часы. В «Горсетях» заявляют: обеспечить такую работу невозможно без плановых отключений электроэнергии.

— В начале года формируется график плановых отключений на год, он утверждается и согласовывается с другими городскими службами, которые также проводят свои плановые работы. Плановые работы выполнять необходимо, но их невозможно проводить под напряжением. Например, чтобы провести работы на подстанции, надо вытащить трансформатор, отключить, протереть, смазать или заменить что-то — для этого напряжение необходимо отключить», — рассказывает гендиректор ООО «Горсети» Владимир Резников.

Согласно графику плановых отключений, определенное число подстанций в месяц выводятся в текущий или капитальный ремонт. В рамках плановых работ мастера «Горсетей» отключают подстанции, делают ревизию и протяжку контактов, сметают пыль, восстанавливают окраску. Если необходимы более серьезные работы — полная замена оборудования или замена трансформаторов — проводится уже не плановый, а капитальный ремонт.

— Плановые работы проводить крайне необходимо, без них не будет работать ни одна система. Если мы не будем этого делать, система простоит максимум 10-12 лет. Например, есть такое понятие, как токопроводящая пыль. Если при плановых работах мы просто уберем пыль — это уже хорошо. Потому что когда пыль накапливается, может произойти короткое замыкание, — добавляет старший мастер службы технической эксплуатации трансформаторной подстанции Николай Калашников. — Наша основная задача — следить, чтобы оборудование было в рабочем состоянии. Это крайне необходимая работа, которую нужно производить регулярно согласно графику.

Часто томичи оказываются недовольны не только частотой и длительностью отключений электричества, но и их внезапностью. Однако сотрудники «Горсетей» заверяют, что всегда заранее информируют население о плановых отключениях. Информация появляется на официальном сайте компании и в средствах массовой информации.

— Неудобства возникают вот в чем: много собственников зданий, сооружений имеют договоры на энергоснабжение или  получили технические условия, а сами посдавали отдельные комнаты, торговые площади. Конечно, они не имеют с нами никаких отношений, но съемщиков никто не уведомляет, мы уведомляем собственника, — поясняет Владимир Резников.

Именно благодаря плановым работам на объектах снижается аварийность в городе, объясняют в «Горсетях». Кроме того, заверяет руководитель компании, специалисты всеми средствами стараются минимизировать отключения электричества, чтобы создать как можно меньше неудобств для граждан.

— Если есть возможность провести плановые работы посекционно, чтобы потребители остались со светом, мы стараемся сделать именно так: вывести из напряжения один агрегат, а свет не отключать. То есть, стараемся минимизировать отключения, чтобы меньше держать людей без света, — продолжает старший мастер Николай Калашников. — Если есть возможность, стараемся при отключениях запитать дома по другой линии. По-хорошему, у нас все жилые дома имеют вторую категорию, то есть, резервное питание. Мы отключаем одну секцию, а дом остается запитан по другой. При этом у нас есть серьезные потребители — НИИ кардиологии, 3-я горбольница, все роддома… Здесь ситуация даже не обсуждается: все работы мы всегда выполняем посекционно.

Кроме того, отмечает руководитель «Горсетей», плановые отключения для компании с одной стороны нужны, с другой — невыгодны. Слабое, конечно, утешение для тех, кто остается без света. Но хоть какое-то…

— От количества пропущенных киловатт зависят наши деньги: у нас договор с «Энергосбытом», и чем больше у нас киловатт пройдет, тем больше денег мы получим. Поэтому у нас нет заинтересованности в отключениях электричества, и я всегда требую их минимизировать, — резюмирует Резников. — Конечно, отключения — это некомфортно, но лучше потерпеть, чем потом иметь крупную аварию. Мы не хотим выглядеть плохо в глазах томичей, но нам нужно выполнять те обязательства, которые мы имеем.

А вот еще одна немаловажная деталь — оказывается, электричество в Томске вовсе не стали отключать чаще. Аналогичные работы велись и в прошлые годы. Просто публиковать списки адресов, попадающих под отключение, на сайте «Горсетей» стали сравнительно недавно. Отсюда — соответствующие новости в СМИ и недовольство среди горожан. В общем, история из серии «меньше знаешь — крепче спишь». Пусть и без света.  

Екатерина Грошева