Авторские материалы

День Победы на экране монитора

15:28 / 22.05.15
7037
Мы в социальных сетях:

Компьютерные игры постепенно становятся частью массовой культуры. Некоторые исследователи уверяют: их влияние на умы молодежи уже сейчас сопоставимо с киноиндустрией. В России отношение к компьютерным играм противоречиво. «Отцы» обеспокоены чрезмерным сидением за компьютером. «Дети» в ответ злятся и «гнут свою линию». Наш молодой автор Ян Игнатович всерьез увлекается компьютерными играми. Он решил взглянуть на продукцию игровой индустрии под необычным углом — составил обзор компьютерных игр, претендующих на то, чтобы знакомить своих поклонников с отдельными событиями второй мировой войны. И попытался дать ответ на вопрос, чему могут научить такие игры.

День Победы на экране монитораИгра «В Тылу Врага» увидела свет в далеком 2004 году. Разработчик —  украинская студия BestWay, до недавнего времени базировавшаяся в Донецке. Авторы игры, рассказывая о деталях разработки, неоднократно подчеркивали, что, моделируя виртуальный мир, основывались на данных военных хроник и исторических документах.

«В тылу врага» представляет из себя симбиоз двух жанров: тактической стратегии и экшена. В ней представлены несколько сюжетных кампаний. В первой — под названием «Катюша» — игрок принимает сторону СССР во время наступления на Харьков в 1942 году. Нашим солдатам нужно отбить ранее захваченную немцами «Катюшу», а затем с ее помощью уничтожить немецкую бронетехнику. Вторая сюжетная линия — «Дорога на Берлин» — иллюстрирует участие во второй мировой войск союзников. В основе — события сентября 1944 года, когда проходила Голландская операция — крупнейшая за всю военную историю высадка воздушного десанта. Третий сюжет — «Ярость тигра» — дает возможность выступить за войска фашистской Германии. В ней разворачиваются  события 1944 года под французской деревней Вилле-Бокаж. По сюжету игры задача германской армии — остановить наступление союзников. В реальности такие бои под этим местечком действительно были жаркими. Немцам долгое время удавалось удерживать оборону. В конечном счете Вилле Бокаж был полностью разрушен в результате массированных бомбардировок британских ВВС.

Элементы стратегии в игре органично сочетаются с действиями на местности. Добиться победы в игре довольно сложно. Проходя миссии, я быстро убедился: если отправлять отряд в атаку, не раздумывая, — неминуемо потерпишь поражение. Необходима разведка. И правильная ее организация — важный вопрос. Кроме того, игра моделирует ограничения в ресурсах. Если шансов поразить противника немного, иной раз лучше не стрелять, иначе потом не хватит патронов. Передвигаться на танке из одной точки в другую лучше по оптимальному маршруту. Иначе не хватит топлива. То же самое касается и пеших переходов — люди тоже могут устать, и придется ждать, когда они восстановятся.  

Я впервые проходил эту игру, когда мне было 10 или 11 лет. И, признаться, тогда не очень задумывался о том, что нечто похожее происходило и на самом деле. И, тем не менее, сейчас мне кажется, что в целом какое-то представление о военных реалиях игра дает. Для своего времени она отличалась передовым и очень реалистичным оформлением. Ее прохождение чем-то напоминало просмотр военного кино с той лишь разницей, что ты не просто смотришь, а как будто бы принимаешь участие во всем происходящем. Кроме того, игра дает возможность посмотреть на происходившие во время войны события с разных сторон, наглядно увидеть, что война действительно была мировой.

День Победы на экране монитораСерию игр под общим названием «Ил-2 Штурмовик» (его разработала российская студия 1С: MaddoxGames в 2001 году) принято называть самым исторически и технически достоверным авиасимулятором Второй мировой. В его основу легли воздушные бои всех периодов Великой Отечественной войны. 

Мне довелось прикоснуться к серии, когда я учился еще в начальной школе. Освоить управление виртуальным самолетом оказалось сложно. Пришлось осваивать массу приборов: нагнетатель, магнето, высотный корректор и ряд других агрегатов, названия которых людям далеким от авиации ничего не скажут. Даже просто взлететь получилось не с первого, не со второго и не с третьего раза. Да и летать, не падая, пришлось поучиться. Самолет мог попасть в штопор или начать вибрировать, да и погода могла преподнести дополнительные испытания.

В игре можно попробовать полетать едва ли не на всех видах самолетов времен Великой Отечественной. Причем, если ты освоил один, то это еще не значит, что ты так же легко будешь летать на другом. У каждого своя специфика управления. Мне доводилось общаться с летчиком, увлекающимся игрой в «Ил-2». Так вот он уверяет, что если играть не с помощью мышки, а с помощью контроллера для авиасимуляторов (специального джойстика, похожего на штурвал), то сложность управления виртуальным самолетом практически такая же, как при управлении реальным.

Игровая серия периодически дополняется новыми частями. Например, в 2014 году увидела свет игра с подзаголовком «Битва за Сталинград». В основу легли задачи, которые военным летчикам ставились в ходе операции «Уран» — контрнаступательной операции советских войск под Сталинградом, проходившей с ноября 1942 до февраля 1943 года. Сейчас авторы игры работают над следующей серией — «Битва за Москву».

Я играю в «Ил-2. Штурмовик» время от времени. С огромным уважением отношусь к ее разработчикам, но к числу преданных фанатов все-таки не принадлежу. И в то же время неоднократно убеждался: фанаты игры, как правило, очень хорошо ориентируются в спецификациях военных самолетов времен Второй мировой войны, да и историю ключевых воздушных сражений знают получше среднестатистических школьников.

День Победы на экране монитора

 

Игра TheSaboteur — проект американской студии Pandemic Studio —  рассказывает о деятельности европейского сопротивления.

Действие разворачивается в оккупированной Франции. Игроку отводится роль Шона Девлина — известного автогонщика, который учувствует в деятельности европейского подполья. У виртуального персонажа есть реальный прототип — француз Уилльям Гровер — победитель Гранд-при Бельгии 1931 года. Он выступал на Бугатти. Интересно, что в чертах главного отрицательного персонажа игры Курта Деккера (в игре он представляет оккупационные власти Германии) прослеживается сходство с одним из  членов команды Mercedes 30-х годов прошлого столетия. 

Действие игры разворачивается в Париже и также дает некоторое понимание того, как действовали европейские подпольщики. Диверсии, похищения немецких офицеров, прямые стычки с оккупационными властями — виртуальность дает возможность если не полноценного понимания, то хотя бы соприкосновения с реалиями военного времени. С одной стороны, страшно. С другой, невольно проникаешься подпольной романтикой. Тем более, что из всех представленных в обзоре игровых проектов этот, на мой взгляд, самый красивый и стильный. Игра выполнена в черно-белой стилизации, но становится цветной по мере освобождения районов Парижа от немецких войск.

Еще один нюанс: игра представляет из себя «песочницу» — этим словом в игровой индустрии принято обозначать жанр, который позволяет игроку не только проходить миссии, но и просто исследовать игровое пространство. В данном случае — Париж военной эпохи. Виртуальный боец сопротивления может не только воевать с оккупантами, но и просто пройтись по улицам Парижа, изучить Эйфелеву башню, Триумфальную арку, собор Парижской Богоматери, Лувр. В рамках таких экскурсий тоже можно выполнить ряд заданий. Все это тоже интересно и по-своему познавательно. В целом игра опять-таки похожа на хороший фильм.

В TheSaboteur я активно играл, еще учась в школе. Не могу сказать, что игра стала толчком к серьезному изучению истории европейского сопротивления. Да и в курсах истории этот аспект фактически не затрагивают… Тем не менее, благодаря играм я хотя бы узнал о том, что это явление существовало. А не так давно, уже в студенчестве, случайно наткнулся на необычный факт: оказывается, в рядах европейского сопротивления действовали два отряда из моего родного Казахстана, входившего в те времена в состав СССР. Один сражался на территории Марселя, другой — на юге Франции. Пожалуй, если бы не игровой опыт, я вполне бы мог попросту не обратить внимания на эту деталь.

Ни в коем случае не пытаюсь сказать, что игры могут заменить учебники и книги. Прекрасно понимаю, что идея знакомиться с военной историей через компьютерные симуляторы кому-то может показаться спорной или даже неприемлемой. И все-таки я придерживаюсь другого мнения. Хорошо это или плохо, но детям и подросткам исследовать любой материал в игровой форме удобнее и интереснее. Так что позволю себе дать поколению «отцов» один совет: если ваш ребенок увлекается компьютерные играми, порекомендуйте или подарите ему продукцию со смыслом. Например, «игрушки», основанные на реальных военных событиях. А потом расспросите об опыте их прохождения. По возможности (если конечно сами знаете) расскажите, как положенные в основу игры сюжеты развивались на самом деле. Может быть, после этого ваш ребенок по собственной инициативе возьмется и за военную литературу. Конечно, гарантии, что все произойдет именно так, нет. Но почему бы не попробовать? Поверьте игроку со стажем, это лучше, чем с боем и скандалами выгонять ребенка из-за компьютера.

Мнения

Николай Лукинский, студент исторического факультета ТГУ: «Думаю, все зависит от игры. Мне кажется, абсолютное большинство игр не ставят задачи соответствовать достоверности, акцент сделан на зрелищность. По-моему, компьютерные игры могут передавать атмосферу Великой Отечественной войны гораздо в меньшей степени, что фильмы и уж тем более учебники. Из игр можно вынести разве что какие-то фрагментарные представления. Однако как источник для серьезного изучения военной истории они не годятся».

Алексей Кузьмин, руководитель клуба военно-исторической реконструкции, депутат думы Томска: «Могу судить только абстрактно. Сам в компьютерные игры не играю, разве что раз в полгода вслед за сыном-подростком сажусь на World of Tanks. В то же время не исключаю, что какие-то компьютерные игры могут отчасти выполнять просветительскую функцию. В военно-исторической реконструкции тоже ведь есть игровое начало. И я совершенно точно могу сказать, что те, кто вовлекаются в такие игры, зачастую начинают больше интересоваться военной историей. Думаю, компьютерные игры, сюжеты которых построены на реальных событиях вполне могут выполнять похожую функцию».

Текст подготовил Ян Игнатович