Авторские материалы

Бриллиантовые дороги в темное время суток

22:19 / 06.06.15
10181
Мы в социальных сетях:

Ночной позор мог случиться уже в 22.00 минувшего четверга, когда мэрия позвала журналистов познакомиться с ходом ночного ремонта городских магистралей.  Ветреные майские дожди наконец прошли, и начинающийся июнь предоставил дорожникам свои самые короткие ночи для долгожданного — об этом здесь — ремонта. Журналистам сказали прийти на перекресток переулка Тихого и проспекта Ленина. Но в 22.00 переулок Тихий соответствовал своему названию.

После созвона с организаторами показательного ремонта выяснилось, что дорожные работы все-таки идут, но ровно в одном квартале от Тихого, на Дальне-Ключевской — Ленина.

— Вы пройдите к бильярдной, там вас уже ждут, — сказали в телефоне. — Не знаете? Что ж это за журналист такой беспомощный, что бильярдной не знает.

Чувствовалось, что сами дорожники хорошо ориентируются в ночной жизни Томска.

— Ну а что делать, если летом приходится работать по ночам, — говорит директор СМУ-7 Дмитрий Чагочкин. — В этом есть свои плюсы, свои минусы. Ночью прохладнее, меньше трафик, но и видят водители нас хуже, нам сложнее контролировать качество работы.

СМУ-7, которое в прошлом году довольно удачно отремонтировало проспект Ленина от Лагерного сада до гостиницы «Сибирь», в этом году получило львиный кусок ремонтного пирога — 91 миллион рублей. А всего мэрия запланировала в этом году потратить на ремонт 350 тысяч квадратных метров дорожного полотна на 62 улицах 300 миллионов рублей. То есть 850 рублей на один квадратный метр.

Самый большой метраж работ планируется на улицах Нахимова, Красноармейской и проспекте Ленина.

При укладке дорожного покрытия, по словам замначальника городского управления дорожной деятельности Виктора Бондаренко, используется асфальтобетон производства четырех томских предприятий.

— Рецепт асфальта не менялся уже несколько десятилетий, — говорит Бондаренко. — Щебень и битум. Все остальное — порошки, заполняющие фракции. Нет качественного битума — нет асфальта.

Стоимость тонны асфальта, который сегодня кладут на томские дороги, — 3,5 тысячи рублей.

— Щебеночно-мастичный асфальт подороже будет процентов на 50, но он и держится дольше. Но, к сожалению, в городских конкурсах прописана такая низкая цена, что класть асфальт подороже и качественнее не получается, — сетует Бондаренко. — Нам надо всеми силами поддерживать дорожников, среди них уже не осталось никого, кто мог бы быстро освоить большие объемы работ. Не хватает современной техники, материалов.

— Ну, вот канадцы же научились делать качественные дороги даже в наших условиях, может их один раз пригласить, — говорю я.

— Я в Канаде каждый год бываю в гостях у родственников, — спорит Бондаренко. — Видел, как они дороги делают. Там такая техника у дорожников — нашим только мечтать остается. Поддерживать надо отрасль! У нас же на проспекте Ленина полметра асфальта, который сам себя не может держать, а под ним что?!…

— Что? — спрашиваем мы.

— Вы диктофоны выключите, я тогда скажу, — отшучивается Бондаренко.

— Состояние коммуникаций под главными улицами действительно трагичное, — подхватывает Чагочкин. По профессии он авиационный инженер, с небес на дороги спустился в 1993 году, когда большие крылья стране стали не нужны, а в дорогах у России вечная нужда. — Может, я не то слово подобрал, но мы сейчас расхлебываем последствия централизации всех систем — водо-, теплоснабжения, канализации, систем связи — когда все они идут под главными магистралями, и поэтому целостность покрытия постоянно нарушается, грунт плывет… Ну, я могу долго разговаривать про дороги, я свою работу люблю.

Чагочкин, который летом из-за дорог не спит, а зимой днями строит, закуривает очередную сигарету.

— Мы ведь в нашей климатической зоне на ремонт дорог вообще раньше середины июня не должны выходить. Пока погода не устоялась. Просто нынче хотели побыстрее, но дожди не дали…

— А есть такая технология, чтобы все-таки асфальт в дождь класть, как в ютубе показывают?

— Да нет таких технологий, — кипятится уже Бондаренко. — Все равно надо просушить. Есть одна специфическая, но очень дорогая, можно и в мороз асфальт класть, но нам она не по карману.

— У меня был случай, когда в дождь клали, — вспоминает Чагочкин. — Но то было под личную ответственность заместителя мэра. Асфальт, кстати, до сих пор лежит.

— Без ремонта?

— Нет, а как без ремонта?! — снова вступает в разговор Бондаренко. — Комсомольский девять лет простоял, пора бы его уже ремонтировать, а денег нет. Тут говорят про гарантийный срок в четыре года после ремонта. Это же вообще! Дорожники такого не выдержат! Год гарантии на ямочный ремонт — так на него вообще гарантия не положена!

— Мужики, а вообще будут когда-нибудь в России хорошие дороги?

Бондаренко вдруг задумывается, потом говорит…

— Нет, ну… А у вас диктофон включен или выключен?

И мы все хохочем под грохот фрез, которые срезают старый асфальт…

Ответил же, в принципе.

Андрей Остров