Авторские материалы

Инспектор ГИБДД Бухлов: меня все радует в моей работе

14:45 / 03.07.15
8878
Мы в социальных сетях:

Сегодня инспекторы ДПС отмечают свой профессиональный праздник — День ГИБДД. И в честь праздника мы, как обычно, публикуем для читателей Томск.ру интервью с представителем этой профессии — старшим лейтенантом полиции, старшим инспектором дорожно-патрульной службы Александром Бухловым. Ему 30 лет, и он служит в ГИБДД уже восемь лет. Беседу мы с ним вели прямо в его патрульной машине — он отвлекся для нас от проверки соблюдения правил парковки на улице Розы Люксембург в районе ее пересечения с улицей Обруб.

Александр, о какой профессии вы мечтали в детстве?

Если честно, я не мечтал о профессиях. В детстве я учился в школе, занимался спортом, о профессии не думал. А после школы я поступил в Томский государственный педагогический университет, в 2007 году окончил его. Специальность у меня — учитель ОБЖ и физической культуры. Тогда я подумал, почему бы не пойти в ГИБДД. Попробовал, и у меня получилось.

Какие у вас были первые впечатления от работы в ГИБДД?

Когда на четвертой поликлинике не было развязки, там приходилось постоянно регулировать. Бывало, по три и по четыре часа там стоять и в дождь, и в снег, и в жару. Вот такими были мои первые впечатления на этой работе (смеется). Ничего страшного, конечно, не было, водители обычно знали, что там регулируют.

Как проходит обычный день инспектора ГИБДД?

Обычно с утра выезжаем на место несения службы. Пока едешь, могут по пути дать происшествия, может быть даже несколько. Приезжаешь, зарисовываешь. Пока едешь, можешь выявлять нарушения, останавливать. Правонарушений много. Много кто за рулем по сотовому разговаривает, паркуется неправильно на центральных улицах. Когда вы к нам подошли, мы с напарником как раз занимались парковкой. В основном ДТП утром и вечером. Пока туда-сюда, и день прошел. У нас есть маршрут патрулирования, и каждый патруль работает на своем маршруте. Рабочий день с 8.00 до 20.00. Работаем по графику: два дня отработали, два дня отдыхаем. Вечером машину передаем другому патрулю, и он отправляется в ночь. Раньше я долгое время работал в ночь. Теперь график сменили, и я работаю днем.

Инспектор ГИБДД Бухлов: меня все радует в моей работе

А какая зарплата у инспекторов ГИБДД?

Зарплата приличная, ее хватает на жизнь и на ипотеку. Я женат, у меня есть ребенок, и мы купили квартиру в ипотеку. Жена к моей работе относится хорошо.

Правда, что инспекторы ГИБДД постоянно берут взятки?

Нет, это неправда. Какой смысл что-то брать, чтобы потом все потерять?

Вы можете сказать, что ваш работа опасна?

Да. С людьми приходится общаться часто. Многие люди, когда с ними общаешься, бывают неадекватные, ведут себя вызывающе. Даже можно с испугом подумать, что от людей ожидать. Вы видели в интернете видео, что на Алтае зарезали инспектора? Ну а ночью нетрезвые люди попадаются, они вообще неадекватны, бороться с ними приходится, успокаивать. Такие случаи очень часто бывали. Мы на них наручники надевали, физическую силу применяли. Не дрались с ними, просто быстро пресекали. Надевали на них наручники, писали им неповиновение, сдавали человека в РОВД, откуда его утром в суд увозили.

Недавно на улице Рабочей погиб мотоциклист. Перед аварией его преследовал экипаж ДПС. Часто ли такие случаи происходят?

Да, там было преследование. Очень часто они бывают в ночь, практически, ночь через ночь. Очень часто бывает, что нарушители не останавливаются по требованию. В основном, как правило, это нетрезвые водители.

Может ли ГИБДД  быть виновником аварии из-за погони?

Нет, ГИБДД не может быть виновником. Мы должны пресечь нарушения, а тут, получается, нарушивший водитель, не останавливаясь, создает угрозу жизни и здоровью другим гражданам. Он сам, получается, себя наказывает. ДПС тут не виноваты. У нас есть определенные приказы, на которые мы опираемся. Преследование нам никто не запрещает. Мы преследуем нарушителя до полной остановки — либо пока сам не остановится, либо пока не заблокируем его. Погони бывают долгими, может минут 40 не останавливаться автомобиль. Преследует нарушителя не один экипаж, по радиостанции передаем в дежурную часть, и еще патрули подключаются к преследованию. Как правило, в городе не особо сильно разгонишься, либо в тупик загоним, либо заблокируем, либо сам остановится. Всякое бывает.

Получается, инспектор ГИБДД должен обладать определенными водительскими навыками?

Да, должен уметь принимать нужные решения в доли секунды, при этом автомобиль тоже не должен пострадать, инспектор должен обеспечить его сохранность. В ГИБДД есть специальные курсы по вождению, но не все в них участвуют. Я пока ни разу не участвовал, но гонки пока, слава Богу, были успешные.

Инспектор ГИБДД Бухлов: меня все радует в моей работе

Часто случается догонять байкеров?

Нет, байкеров редко приходится догонять. В основном погони в ночь, а в день у нас выходит мотопатруль, который непосредственно занимается нарушителями на мотоциклах. Сам я в мотопатруле работать не хотел бы — жарко это сейчас очень будет в их спецодежде ездить.

Какие интересные случаи бывали на работе?

Погони интересные бывали. Первую свою погоню я не помню. Ярких погонь не было. В основном, когда я в ночь работал, я был пассажиром, и наши погони в основном заканчивались тем, что мы всех догоняли либо нарушителя загоняли в тупик. Бывает, угоны задерживали, и приходилось бегать за человеком, догонять. Бывает, что они прятались в кустах, мы их искали и находили. Но это именно угонщики. Нетрезвые водители далеко не убегут.

В вашей работе есть место вдохновению?

Когда выходишь на работу, в основном одно и то же выполняешь изо дня в день. Когда вышел, у тебя в голове уже есть план работы на сегодня, ты знаешь, что будешь делать. Я привык к этому.

Есть такая притча: троих работников на строительстве храма спросили, для чего они работают. Первый ответил, что для того, чтобы есть. Второй — чтобы прокормить семью. А третий сказал, что он работает, чтобы построить храм. А какой храм строите вы на своей работе?

Я работаю для того, чтобы в городе был порядок на дорогах. Получается, мой «храм» — это порядок на дороге. Люди на глазах нарушают очень часто, и всегда нужно это пресечь. Но я считаю, что идеальный порядок на дорогах невозможен.

Какие нарушения чаще всего встречаются?

Часто нарушают пешеходы, их очень много переходит в неположенном месте. Также непредоставление преимуществ движения пешеходам. Сейчас, летом, много тонированных автомобилей. И в основном распространенное нарушение — это парковка Очень часто паркуются неправильно. Под знаками, на тротуарах. Как попало вообще оставляют машины. Не знаю даже, о чем люди думают — оставили машину и ушли. В основном оправдывают это тем, что некуда было машину поставить, нет времени на другую улицу ее гнать. Нужно вот сюда подъехать, если б смог, на крыльцо бы заехал. На местах для инвалидов часто паркуются. А за это штраф пять тысяч рублей, еще и эвакуация теперь предусмотрена.

Инспектор ГИБДД Бухлов: меня все радует в моей работе

Что вас радует в вашей работе?

В моей работе меня радует все. Мой день на работе проходит быстро, особенно, когда постоянно что-то делаешь. Бывает, на обед трачу всего полчаса, и еду дальше работать. Когда работа нравится, день быстро проходит. Стресс в работе бывает, но очень редко, сильных переживаний нет. И у меня никогда не возникало мысли сменить работу.

Чем рейд ГИБДД отличается от работы в обычном режиме?

На рейд выходят дополнительные экипажи в выходной день. Чаще всего рейды у нас по нетрезвым водителям. Экипажам, вышедшим на рейд в выходной, потом предоставляется отгул.

В анекдотах часто встречается сюжет, когда какая-нибудь блондинка за рулем пытается отвертеться от штрафа кокетством. Часто ли такое встречается в реальной работе ДПС?

Нет, очень редко. В основном девушки просто смеются, это обычно неопытные водители. Это, как правило, видно сразу, как человек едет, как паркуется. Причем это относится не только к девушкам, но и к молодым людям, к пожилым. Бывает, дедушка так заедет, что потом долго приходится ему объяснять, что это неправильно. Наказываем мы не сразу, сначала пообщаемся с человеком, узнаем, зачем он это сделал. Бывает, и устным предупреждением ограничиваемся. Нужно объяснить, чтобы он понял свою ошибку, и в следующий раз было все нормально.

Вы знаете наизусть все необходимые законы?

Не все, но Кодекс об административных правонарушениях знаю хорошо, могу сразу ответить по статье и штрафу. Он часто меняется, поэтому его сам читаешь и изучаешь постоянно.

Инспектор ГИБДД Бухлов: меня все радует в моей работе

Сейчас вступили в силу новые изменения в закон, по которым при ДТП можно не дожидаться ДПС, а просто все зафиксировать и уехать. Как вы думаете, с чем это связано?

Наверное, пошли людям навстречу, чтобы это все быстрее происходило. Если незначительное происшествие, люди могут сами все оформить и ехать в страховую компанию.

Получается, раньше приходилось очень долго ждать экипажей ДПС на месте ДТП?

Да, приходилось, люди порой часами стояли. Патрулей мало. На оформление одного ДТП уходит 30-40 минут. Если происходит несколько ДТП, мы едем на них по порядку, как нам дали. Те происшествия, где собираются пробки, у нас в приоритете, туда едем в первую очередь.

У вас есть профессиональные достижения?

Да, меня награждали за добросовестное несение службы. Я раньше часто в ночь работал, и часто оформлял нетрезвых, угоны задерживали, грабежи по горячим следам. Все это накапливалось, командиры на заметку брали и поощряли.

Инспектор ГИБДД Бухлов: меня все радует в моей работе

К чему вы стремитесь в профессиональном плане?

К карьерному росту. Сейчас в батальоне потолок — старший инспектор. Значит, чтобы «вырасти», надо должность поменять, чтобы получить звание капитана. Например, стать командиром взвода. У нас в роте два взвода, два командира. Один командир — ночной, он следит за работой патрулей, контролирует их работу. А дневной командир контролирует нас. Очень много приходит жалоб, командир их рассматривает, приходится много с людьми общаться по этим жалобам. Я не знаю, интереснее это, чем моя нынешняя работа, или нет, но я думаю, что плюсы и минусы есть в любой работе. 

Наталья Чалык

Фото: Марат Хамматов