Авторские материалы

Не проСАХатить зиму

18:55 / 18.09.15
9821
Мы в социальных сетях:

О том, как Томск оказался не готов к зиме, 9 октября 2014 года узнала вся страна. Видео, на котором автомобили безуспешно пытаются покорить обледеневший Кузнечный взвоз, а также новость о том, как губернаторский автомобиль на летней резине дважды за день попал в ДТП, облетели и интернет, и выпуски новостей, в том числе на федеральных телеканалах. Неудивительно, что главный посыл совещания, которое прошло накануне в «Спецавтохозяйстве» под руководством мэра Ивана Кляйна, был таков: «Надо сделать все, чтобы прошлая зима не повторилась». Итак, вот что нам обещают с первым снегом.

В 2015 году томское «Спецавтохозяйство» при распределении бюджета получило 354 миллиона 999 тысяч рублей — на такую сумму с предприятием был заключен муниципальный контракт. По состоянию на 1 сентября «САХ» выполнил работ на 254 миллиона 883 тысячи рублей. Оставшиеся 100 миллионов 116 тысяч рублей — это деньги, за счет которых коммунальщики должны обеспечить нам чистые улицы до конца года. Расходы на вывоз снега предусмотрены в размере 26 миллионов рублей из обозначенной суммы.  

«Подготовка к зиме идет, хоть и тяжело, — начал вчера зачитывать свой отчет глава «Спецавтохозяйства» Евгения Якуба. – Надо заключать договора, проводить тендеры, заготавливать песко-соляную смесь, запчасти, расходные материалы — те же щетки для плужных машин изнашиваются за две недели. Готовим технику. Этой зимой мы планируем использовать 146 машин — все, что есть в распоряжении «САХа». На сегодняшний день готово 126 единиц».

Что касается реагентов, которые будут использовать в Томске предстоящей зимой, тут ничего нового нас не ждет. Сколько ни предлагали ученые и заводы современные антигололедные средства – между прочим, по поручению градоначальника, новинки не прижились. Видимо, из-за стоимости. Потому посыпать томские дороги и тротуары будут по-прежнему песком и песко-соляной смесью. Тем более, что с прошлого года остался ее запас — более восьми тысяч тонн. Еще 38 500 тонн «САХ» добавит за счет новой закупки. Чистый песок уже приобретен в полной мере — в количестве 1 667 тонн, а 100 тонн чистой соли поступят в город до конца месяца.

Не проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зиму

Не проСАХатить зиму

А вот новшество, которое к этой зиме разработали в «Спецавтохозяйстве», — технологические карты, где указано, какие именно работы, по каким конкретным маршрутам и в какое время должны вестись. Парадокс, но в прошлом сезоне транспортной логистикой в «САХе» никто не занимался. По крайней мере, так заявляют городские власти. Теперь же, обещает начальник «Спецавтохозяйства», на обновленном сайте предприятия любой желающий сможет посмотреть, где сегодня будет работать техника, и чем она будет заниматься. «…А следом любой желающий сможет проехаться по этим маршрутам и увидеть, в каком там состоянии дороги. Имейте в виду: люди у нас очень активные, они поедут проверять — есть там техника или это филькина грамота, и там катается в режиме онлайн тракторист, «выкатывая» солярку», — подхватил мэр Кляйн. Правда, пока актуальной информацию на сайте «САХа» все равно не назовешь: последний раз сводка там обновлялась 11 сентября — и то описывается в ней не то, где пройдет техника, а где она побывала днем ранее. А ведь в официальном релизе от городской администрации обещалось, что обновление сайта будет происходить ежедневно…

Между тем, вопросы у мэра вызвала последовательность уборки улиц: где должна пройти техника сначала, а где потом — по тротуару или по дороге? «Прошлая зима показала: очистили тротуар, следом прошла техника по дороге и скинула снег с проезжей части обратно на тротуар. Смысл?», — обратился к Якубе градоначальник. «Это разные виды работы, там разные маршруты, разные люди, каждый занимается своим делом. Да, опыт показал, что сначала должна убираться дорога. Мини-техника не выкидывает снег так далеко, чтобы он попадал на проезжую часть. Но, к сожалению, у нас маршруты составлены так, что мы еще не можем до конца соблюсти это правило полностью по всей территории города. Поэтому накладки в любом случаи будут», — прозвучал не слишком обнадеживающий ответ. Время было дорого, поэтому отреагировал Кляйн коротко: «Не важно, как вы будете работать, важен конечный результат — чтобы и дорога, и тротуар были чистыми». И разговор перенесся в другую плоскость — о превратностях и неожиданностях погоды и том, как успеть на них среагировать, чтобы избежать очередных дней жестянщика.

Не проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зиму

«В прошлом году по поручению мэра был разработан порядок оповещения об ухудшении погоды, — начал докладывать замначальника оперативно-дежурной службы Томска Максим Мальцев. — У нас есть договор с синоптиками томского гидрометцентра, они сразу же присылают нам информацию об ухудшении погодных условий. МЧС делают то же самое, если по их каналам поступают такие сведения. Потом эту информацию дежурные незамедлительно отправляют посредством SMS руководству города согласно списку, в том числе, в пресс-службу мэрии — чтобы известили население, в «САХ», «Горсети», «Томскводоканал», «ТТУ», «ТомскРТС», «Центральные электросети», «Газпром газораспределение Томск», в УМВД по Томску, в районные администрации, а оттуда она идет в управляющие компании.

Руководители УК, кстати, присутствовали на этом совещании, и не малым составом. Но лишь один из них поднялся и заявил, что никаких извещений о погоде от районной администрации его компания не получает. Остальные просто молчали, как, впрочем, и главы тех самых администраций. Активного коммунальщика мэр поблагодарил. «Что мешает напрямую извещать УК, зачем мы теряем время, этот путь надо сократить. Или садитесь с главами районных администраций — смотрите, как передают они информацию. Может, они факсы шлют. Надо проверить эту цепочку», — поручил Иван Кляйн.

Готовясь к худшему, в «Спецавтохозяйстве» составили список мест, куда в случае оперативного предупреждения должна срочно отправиться техника, посыпающая дороги реагентами. В первую очередь будут обрабатываться подъемы-спуски, путепроводы, мосты и прочие опасные участки. Это:

— улица Нахимова — спуск в сторону коммунального моста;

— проспект Ленина в районе Главпочтамта;

— улица Дальне-Ключевская от улицы Яковлева с захватом Каштачной горы;

— путепровод у четвертой поликлиники;

— путепровод по Иркутскому тракту от улицы Пушкина с захватом улицы Потанина и развязки на четвертой поликлинике;

— улица Балтийская от Елизаровых с захватом подъема-спуска по проспекту Академическому;

— улица Осенняя от Клюева с захватом спуска на улице Писемского;

— улица Клюева от улицы Осенней;

— улица Смирнова в районе АРЗа с выходом на Чекистский тракт;

— площадь Соляная — Кузнечный и Октябрьский взвозы;

— улица Аркадия Иванова, откуда машина проследует по Учебной, а затем — по проспектам Ленина, Кирова и Комсомольскому.

«После того как мы отработаем эти опасные участки в случае принятия решения мастером о полной посыпке мы переходим на полную посыпку улиц первой-второй категорий», — добавил начальник «Спецавтохозяйства» Евгений Якуба. В свою очередь мэр Кляйн попросил руководителя ГИБДД, тоже присутствовавшего на рабочей встрече, составить список опасных мест, где, по его мнению, тоже необходимы дежурные пескоразбрасыватели.

Не проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зиму

Вопрос контроля за качеством работ тоже был затронут на совещании с мэром. По словам Якубы, по два мастера в каждую смену круглосуточно организовывают работу коммунальщиков «САХа» и проверяют ее в течение дня. В конце суток составляется акт выполненных работ, который предоставляется в центр технического надзора. Кроме того, организовано круглосуточное дежурство ответственных лиц из числа высшего руководства предприятия, которые по очереди ездят по городу и проверяют качество работы техники.

Но надо отметить, что очищать улицы города от снега и льда «САХ» будет не везде. За уборку внутриквартальных территорий, как и прежде, станут отвечать районные администрации, которые должны привлечь субподрядчиков. Присоединенные к Томску территории и трамвайные остановки по всему городу тоже будут на совести субподрядных организаций.

В плане вывоза снега в этом году тоже есть изменения — снегоотвал на Московском тракте, на который неоднократно жаловались и экологи, и прокуратура, и простые томичи, решено не обустраивать. Вместо него возить снег из Кировского района Томска будут на снегоотвал в Предтеченске. Еще четыре основных снегоотвала — общей вместимостью порядка 400 тысяч тонн — расположатся на улицах Ивановского, Высоцкого, Мостовой и в поселке Хромовка. К ним добавятся два резервных — на территории Кузовлевского тепличного хозяйства. Туда город сможет вывезти еще 100 тонн снега. А вот как его будут учитывать — пока остается вопросом, что вызвало недовольство градоначальника.

«Один из вариантов учета — табличная форма, чтобы заранее знать, какой тип машины какое количество снега примерно может привезти. Второй способ — самый надежный — весовой контроль», — пояснил начальник городского управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта Александр Луценко. «Непонятно что-то. Или табличный или весы — какой все-таки? И вообще, все эти хитромудрости вроде табличного способа — это надувательство в чистом виде для бюджета. Ищите, как определить, сколько точно в граммах», — парировал мэр.

Не проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зиму

***

«На данный момент мы имеем достаточно техники, чтобы содержать город зимой в порядке. Главное сейчас — ее подготовить и технологически правильно осуществлять работу. Чтобы оперативнее обслуживать Ленинский и Октябрьский районы, к зиме часть техники и людей мы переведем на базу по проспекту Мира, 52. Боксы там уже готовы к приему машин, подсобные помещения для сотрудников тоже», — резюмировал, проводя мэра, его замов и журналистов по территории «Спецавтохозяйства» Евгений Якуба.

Комментарии Ивана Кляйна о впечатлениях от совещания были более развернутые. «Я вот послушал: у нас, оказывается, тысяча дворников, техники неимоверное количество. Что ж мы так город плохо содержим? Или мы тут пыль друг другу в глаза пускаем, или, если это действительно такие цифры, значит, никто не контролирует эту силу… Важно учесть все организационные и технологические моменты и негативный опыт прошлых лет. Он у нас уже сформировался, а опыт — это всегда хорошо — потому что он помогает, мы можем опираться на полученные знания и использовать их в работе. Все узкие места, которых я опасался, — технологические карты, система оповещения, места для снегоотвалов — все готово, судя по заверениям, которые мы сегодня услышали. Так ли это на самом деле, покажет первый снег. Мы все это увидим. Но я надеюсь, что зима 2014-2015 года не повторится.

Конечно, это зависит от людей, от того, насколько добросовестно они приготовили технику, — будет ли она ломаться или проработает без проблем. Многое зависит и от управляющих компаний. Если человек, выйдя из подъезда, видит, что вокруг снега по колено, у него, конечно, сразу возникает ощущение, что город не убирают. Мы понимаем, что зона ответственности разная, но это не снимает с руководства города обязанности обеспечить горожанам нормальные условия для передвижения зимой. И мы намерены это сделать — чтобы в этом году обеспечить незаметный вход в зиму», — подытожил мэр.

Есть надежда, что получится. Потому что сколько бы ни роптали томичи, что чиновники видят город только из окна автомобиля, перед которым заблаговременно проехала снегоуборочная техника, это не так. И обледеневшие тротуары с дорогами, и сугробы в человеческий рост, и сосульки и снежные шапки, опасно свисающие с крыш, — все это они видят даже с закрытыми глазами, в беспокойных снах. Главы районов и «САХа» в этих сновидениях стоят на ковре у мэра. Мэр — у губернатора. Губернатор — у президента. Но, конечно, власти не хотят повторения прошлой зимы не из страха перед вышестоящими. А просто потому, что любят Томск и уважают его жителей. Во всяком случае, у них есть шанс доказать это тем, кто сомневается.       

Ирина Костина

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора

Не проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зимуНе проСАХатить зиму

Не проСАХатить зиму