Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

«Покупать» детей, чтобы сократить аборты?

18:30 / 17.05.16
9069
Мы в социальных сетях:

В Госдуму недавно внесли законопроект, который предлагает экономический метод борьбы с абортами. Согласно документу, женщинам, которые хотели сделать аборт, но передумали, родили и отказались от своего ребенка, отдав его на воспитание государства, выплатят 250 тысяч рублей. В случае, если женщина передумает в роддоме, деньги ей не дадут.

Федеральные депутаты уже не в первый раз пытаются придумать, что делать с абортами, как снизить их количество. Так, в прошлом году парламентарии предложили запретить оплату абортов из фонда ОМС и переложить ее на плечи несостоявшихся отцов. Инициативу раскритиковала депутат томской областной думы Галина Немцева. Она сделала упор на то, что эти горе-отцы вряд ли будут тратить на это свои деньги, да и не признают они, что именно от них ребенок, чья судьба решается в утробе матери. К тому же, по ее словам, на аборт решаются часто как раз те девушки, которые находятся в трудной жизненной ситуации. У них нет ни денег, ни жилья, ни образования. Да и отца ребенка девушка может не знать. Или знает, но он ее бросил.

Не купить, а поддержать

Томский фонд «Право на детство» работает как раз с такими молодыми матерями, оказавшимися в трудной ситуации. Девушки стали мамами, но сил и условий для материнства у них нет. Фонд помогает им с жильем, социальными выплатами, на которые девушки имеют право, оказывает психологическую помощь, предоставляет кроватки, вещи, помогает продуктами. Делает все, чтобы юные мамы встали на ноги и начали жить полной материнской жизнью.

Исполнительный директор этого фонда Мария Романова считает, что законодательная инициатива депутата нежизнеспособна.

«Таким образом, они провоцируют рост количества детей-сирот. С одной стороны, они расформировывают детские дома (есть проект, чтобы закрыть все детские дома), а тут получается так, что они опять собираются увеличивать количество сирот. Еще и финансово поощрять несостоявшихся мам за то, что они отказываются от детей. По сути, государство будет «покупать» детей. А надо поддерживать женщин, которые рожают и оставляют своих детей рядом с собой. Надо поощрять именно то, что они берут ответственность за воспитание. А деньги лучше бы отдавали на развитие НКО, которые помогают таким матерям. Это было бы эффективнее. Чтобы мы могли оплачивать наших кураторов и социальных работников, психологов, которые работают с ними. Мы стараемся развивать их материнские качества и ответственность за детей», — говорит Мария.

…и поддержать заранее

Такую позицию поддерживает и бывший заведующий центром кризисной беременности томского областного перинатального центра Максим Глухов. Этот центр занимается поддержкой женщин, начиная с того момента, когда она решается на аборт. По мнению Глухова, деньги, которые государство планирует потратить в случае принятия законопроекта, лучше пустить на развитие системы работы с кризисной беременностью.

«В первую очередь женщина, решившаяся на аборт, приходит в женскую консультацию. Не к врачу сразу в операционную, а на консультацию к акушеру-гинекологу по месту жительства, и там уже проводится полное обследование, на котором выявляется срок беременности и планируются дальнейшие действия с этой женщиной, — объясняет Максим Глухов. — Когда женщина приходит к акушеру-гинекологу с запросом на аборт, ей дается неделя тишины. Это период времени, когда женщину не беспокоят, для нее это период обдумывания — действительно ли она хочет прерывать беременность. На неделю тишины она должна отправляться после работы с психологом. Специалист по социальной работе центра кризисной беременности работает с женщиной над тем, чтобы, если у нее есть какие-то социальные отягощения, ей в этом помочь, исправить ситуацию, и чтобы она уже спокойно могла вынашивать своего ребенка и в дальнейшем планировать жизнь с ним. Та же «Маленькая мама» (проект фонда «Право на детство» — прим. ред.), мы с ними работали, они были у нас в качестве определенного ресурса. Если нет вещей — мы делали им запрос, и они давали для женщины вещи, если нужна была территория для проживания на какое-то время, они предоставляли ей квартиру. Суть в том, чтобы внешняя ситуация не влияла на решение женщины оставлять или не оставлять ребенка».

Одна из слабых сторон законопроекта, по мнению Максим Глухова, это, в долгосрочной перспективе, увеличение количества сирот.

«Новорожденных «отказников» в приемные семьи забирают очень быстро, иногда даже еще до их рождения, когда сразу ясно, что женщина откажется от ребенка, — поясняет Глухов. — Да, допустим, станут больше рожать, снизится количество абортов, женщины будут отказываться от детей, получать за это деньги. Допустим, сократятся в органах опеки и попечительства очереди на прием новорожденных в приемные семьи. Но какова вероятность того, что не возникнет дефицит семей в таком случае? Куда мы будем девать детей, которых сразу не заберут семьи? Снова создавать детские дома? Опять увеличивать количество детей в домах малютки? Для чего это? Количество населения в РФ увеличится за счет этого однозначно, количество детей увеличится, но я бы сосредоточился больше на том, чтобы кормить и воспитывать уже родившихся детей, которые есть сейчас. Надо создавать для них возможности полноценного развития для того, чтобы они в будущем родили здоровых детей и смогли их воспитывать сами, и не одного-двух, а чтобы в будущем были многодетные семьи. Я бы на это направил силы, а не на то, чтобы по 250 тысяч всем раздавать. Это странная идея, она откуда-то взялась, непонятно».

Больше семей, меньше абортов

По мнению главврача областного перинатального центра, заведующей кафедрой акушерства и гинекологии СибГМУ, профессора Ирины Евтушенко, закон не вызовет увеличение сиротства, но и положительного эффекта от него не будет.

«Не так много женщин, которые ради денег будут вынашивать ребенка, и потом оставлять его в роддоме», — отметила Ирина Евтушенко.

Она подчеркнула, что в прошлом году от новорожденных детей в Томской области отказались 32 женщины. И не нужно поддерживать рост этого количества, а направить средства на поддержку семей.

«Законопроект я не поддерживаю. Я бы эти деньги направила на поддержку рождения третьего, четвертого ребенка, помощь в ипотеке, поддержку тех, кому нужна беременность. Для женщин, которые не хотят отказаться от беременности, но хотят родить и оказались в трудной ситуации», — сказала Евтушенко.

Она также добавила, что сегодня работает кризисный центр для беременных на базе перинатального центра, и в него может обратиться любая женщина, и даже ее родственники или врачи. С начала года туда поступило уже 225 звонков. Отметим, что номер телефона кризисного центра — 915-003.

«При получении такого сигнала к работе подключаются все службы, в том числе департамент по вопросам семьи, материнства и детства, департамент соцзащиты. Если есть проблема, ее надо решать всем миром», — пояснила Ирина Евтушенко.

Решила — сделала

Как показывает практика работы врачей акушеров-гинекологов и женщин, решившихся на аборты, если решение о прерывании беременности уже принято, женщина вряд ли передумает ради денег.

Эту позицию подтверждает и собеседница Tomsk.ru, в прошлом сделавшая два аборта. Она пожелала остаться анонимной.

«Если бы я родила, то никогда в жизни не отдала ребенка. Если по каким-то причинам мне будущее с ребенком казалось бы нищенским, я бы сделала аборт снова. Так что этот законопроект бессмысленный, так как, скорее всего, им будут пользоваться не сознательные люди, а какие-нибудь алкоголики и наркоманы. Я считаю, что рожденный ребенок — уже человек, и отказываться от роднульки — просто дико, а на этом законопроекте можно просто зарабатывать. Я думаю тут дело еще в сроке беременности, насколько ты привыкла к мысли о новой жизни, но законопроект совершенно бессмысленный», — рассказала женщина.

По мнению акушерки роддома имени Семашко Ирины Конюховой, которая работает по этой специальности уже более десяти лет, женщины очень редко отказываются от новорожденных.

«Какая-то часть асоциальных женщин согласились бы отказаться от ребенка и получить взамен деньги, но такой процент будет небольшой, думаю, это будут асоциальные люди. В большинстве своем, даже если она согласится изначально, то потом она родит и ребенка заберет, откажется от денег. В основном, я думаю, будут все отказываться, — говорит Ирина Конюхова. — Я думаю, тут три группы людей будет. Те, кто решился на аборт, не согласятся оставить беременность ни за какие деньги. Маленький процент будет тех, кто согласится родить, но заберут ребенка. А вот асоциальные — наркоманы, алкоголики, они смогут отказаться от ребенка. Молодая, может, глупая девочка какая-то неопытная в жизни будет, она тоже может отказаться и деньги забрать».

Добавим, что в Томской области в 2014-м году аборты сделали 4 323 раза, в 2015-м — 4 805. Только в первом квартале текущего года было сделано уже 828 абортов — это официальные данные томского регионального отделения фонда ОМС.

Предлагаем и вам, уважаемые читатели, принять участие в обсуждении этого законопроекта. Как вы считаете, жизнеспособен ли такой закон? Голосуйте за подходящий вариант в опросе ниже.

Наталья Чалык