Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

«Томскавтотранс». Долгая дорога

18:00 / 30.09.16
7692
Мы в социальных сетях:

Tomsk.ru уже не раз писал о далеко не лучших временах, постигших ОАО «Томскавтотранс» — крупнейшее транспортное предприятие Томской области. Но со времени выхода предыдущей статьи об этом предприятии прошло почти полгода. Поэтому для начала — небольшой экскурс в историю. Хотя 100 % акций общества и принадлежат администрации региона, предприятие за последние годы задолжало перевозчикам немалую сумму. Еще в начале 2014 года власти говорили о необходимости создать стратегию развития «Томскавтотранса», чтобы вывести его из кризиса. И вот, наконец, в конце 2015-го нашлись те, кто решил взяться за реанимацию предприятия. Московская компания «Регион-Транс» разработала проект оздоровления «Томскавтотранса» и получила добро от руководства области на реализацию этого проекта. На апрельской встрече с работниками томского предприятия представители «Регион-Транса» и замы губернатора старались успокоить переживавший персонал и обрисовали в ярких красках будущее «Томскавтотранса». Однако все вышло не так радужно, как обещалось.

Ожидания…

18 апреля состоялось собрание с коллективом «Томскавтотранса», на котором обсуждалось будущее предприятия. Заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов рассказывал о путях решения проблемы. Первый и самый простой путь — взять деньги из областного бюджета и погасить задолженность перед перевозчиками — власти сразу отбросили. По мнению Антонова, это были бы «бездумные действия, как говорят чиновники, — дать деньги и все». Он также отметил, что помимо выплаты долга необходимо привести в порядок менеджмент и некоторые маршруты. А этого можно добиться только за счет прибыли.

Рассматривался также вариант с привлечением дополнительных субсидий, чтобы приобрести технику в лизинг. Однако и этот вариант не подошел для «Томскавтотранса». «Требования лизинговых компаний заключаются в том, что предприятие должно иметь положительный баланс, чистые активы и безубыточную деятельность в течение года, а также оно должно показать, за счет каких средств будет производиться выкуп техники, — заявил Антонов. — При этом рентабельность предприятия должна быть выше, чем процентная ставка, по которой будет приобретаться техника. Сами понимаете, что это невозможно для «Томскавтотранса».

Но решение проблемы все-таки есть, продолжил чиновник. Все та же техника в лизинг, но только приобретать ее будет не «Томскавтотранс», а неместная компания «Регион-Транс», которая любезно согласилась предоставить свои услуги. При этом никаких, как отметил замгубернатора по экономике, залоговых схем имущества «Томскавтотранса» не предполагается.

Звучало оптимистично. Да еще и, сообщили коллективу выступавшие, техника, которая поступит в распоряжение предприятия, будет оснащена системой безналичного расчета, что позволит сэкономить на заработной плате кондукторов. Несмотря на это больших сокращений штата бояться не стоит, продолжали представители администрации: несмотря на запланированное слияние предприятий ООО «АП Пригородные № 3» и ООО «Транссервис» с «Томскавтотрансом», сотрудники первый двух предприятий не только не потеряют свою работу, но и станут больше получать. «Бизнес-план предполагает рост заработной платы — по хорошему сценарию более чем на 50 %», — отметил Андрей Антонов. Представитель «Регион-Транса» также успокоил сотрудников, заявив, что инвестор готов работать с существующим коллективом, а по мере расширения маршрутной сети будут создаваться новые рабочие места.

Еще было обещано, что первые новые автобусы поступят в Томск уже в этом году. На том же собрании директор ООО «ТСЦ «Томск-Авто» Сергей Бауэр отметил, что 22 единицы техники приедут в июне. Он также выразил сожаление, что финансовая ситуация не позволяет предоставить технику подороже, качественнее. «Поэтому подобрали вот такие машины, — отметил Бауэр. — Низкопольный автобус однотопливный с запасом хода на 500 километров, расходом топлива 30 кубов на 100 километров. Есть дополнительные баллоны. Есть и двухтопливные автобусы — сейчас они проходят испытания». Работников «Томскавтотранса», впрочем, больше интересовала не модификация, а стоимость аренды техники — ведь было озвучено, что транспортному предприятию придется платить «Регион-Трансу» за возможность пользоваться ею. Но на этот вопрос ни Бауэр, ни кто другой ответить не смог.

Вся эта программа реанимации предприятия, как заявили в администрации, уже по итогам десятого квартала проекта должна дать «Томскавтотрансу» пусть и небольшую, но прибыль. А именно — порядка четырех миллионов рублей. С каждым разом прибыль должна увеличиваться в два раза. Тратить ее согласно тому же проекту планировалось на приобретение новой техники, которая перейдет уже в собственность «Томскавтотранса». В целом проект, разработанный «Регион-Трансом», был рассчитан на семь лет.

Подписание договора о сотрудничестве между администрацией Томской области и «Регион-Трансом» не заставило себя долго ждать. Уже на следующий день после собрания стороны поставили подписи и пожали руки. Этот подписанный договор должен был ознаменовать новый, светлый период в жизни «Томскавтотранса».

…и реалии

Конец сентября. Несколько дней назад глава профсоюзного комитета «Томскавтотранса» Наталья Голубева от имени коллектива написала и отправила открытое обращение сразу в несколько инстанций. Губернатору. Председателю облдумы. Прокурору Томской области. И начальнику УФСБ России по Томской области. Вот текст этого письма — за исключением нескольких фрагментов, в которых автор в пылу эмоций переходит на личности. Вырезаны данные фразы, чтобы не дать этим самым личностям повода обратиться в суд.

«Уважаемый Сергей Анатольевич! В очередной раз обращаемся к Вам от коллективов ОАО «Томскавтотранс», ООО «Томскавтосервис», ООО «АП Пригородные 3» и ООО «Транссервис». Мы выдержали время, пока пройдут все предвыборные и выборные мероприятия, дабы не быть воспринятыми как политические провокаторы. Надеемся, Вами это будет оценено, и наше обращение будет все-таки рассмотрено лично с Вашим участием, так как заместителям Вашим веры более нет! Разбирательством по нашим предыдущим «обращениям» кто только не занимался! И ныне покинувшие свои посты Ваши заместители Резников Л. М. и Глебович Н. А., совместно с руководителем транспортного департамента господином Тыняновым. Позже присоединилась другая группа «специалистов» по транспорту — господа Гурдин Ю. М., Антонов А. В. и Трынченков А. А. Только ни их вмешательство, ни работа созданных Вами рабочих групп по выводу из кризиса ОАО «Томскавтотранс» положительных результатов так и не дали. Более того, финансово-экономическая ситуация на предприятиях ухудшается с каждым месяцем. Но то, что начало происходить на предприятиях с декабря 2015 года, заставило нас вновь обратиться к Вам.

17 декабря 2015 года в СМИ прогремела информация о привлечении к финансовому оздоровлению ОАО «Томскавтотранса» инвестора, в лице компании из Мордовии АО «Регион-Транс». Во всех областных телевизионных программах главной новостью был показан сюжет с Вашим участием, где представители инвестора совместно с бывшим генеральным директором ОАО «Томскавтотранс» Осипенко В. А. общенародно заявляли, что только в этих инвесторах может быть спасение «Томскавтотранса». Были представлены модели автобусов, которые приобрел инвестор для наших предприятий, и озвучена сумма планируемых инвестором вложений в развитие ОАО «Томскавтотранс» и пассажирские перевозки Томской области в размере одного миллиарда рублей! Вдобавок господин Трофименко К., представляясь главным экспертом «Высшей школы экономики», утверждал, что подобных проектов в регионах РФ еще не было, что данный проект способен полностью изменить систему пассажирского транспорта, и что разработанную и представленную инвестором «программу» нужно тиражировать на другие регионы России.

Забегая вперед, хочу сообщить Вам, что данные автобусные «экспонаты» были взяты мощным мордовским инвестором «напрокат» у компании «ТомАвто», представителем которой является небезызвестный для томских транспортников господин Бауэр С. И. (не один «бизнес-проект» с его участием стоял во главе банкротства томских автопредприятий). Красочные картинки, которые Вам были представлены в виде бизнес-плана, не имели под собой реальных расчетов. Это подтвердили сами представители инвестора на встрече с коллективом предприятия — «доходы были подсчитаны из расчета примерно 40 рублей с одного километра» (в то время как все проводимые обследования, в том числе и специалистами, привлеченными областным транспортным департаментом, указывают на доход, не превышающий 27 рублей с одного километра). На чем основывались мордовские инвесторы и господин Трофименко К., рисуя «российский эталон» пассажирских перевозок, представить трудно! То есть, и СМИ, и лично Вы были, а из вышеуказанного очевидно, что умышленно, введены в заблуждение…

Свою настороженность по поводу происходящего «инвестирования» и мы, и профессиональное сообщество НК «Томский автотранспортный союз» Вам уже высказывали. Последствием инвестиционного словоблудства стало то, что господин Осипенко В. А., видимо, поверив в скорейшее поступление новых автобусов, дал команду на предприятии действующие автобусы не ремонтировать. Однако после громких декабрьских заявлений и обещаний поставить технику компания АО «Регион-Транс» попросту исчезла. Автобусы наших предприятий очень быстро были доведены до непотребного технического состояния. Ежедневно на линию выходит до восьми автобусов из 25-ти. Из 23-х ежедневных графиков, которые должен выполнять «Томскавтотранс» самостоятельно, нами выполняется в лучшем случае восемь, а порой только пять, три из которых — графики в режиме маршрутных такси (микроавтобусами). Остальные графики закрывают томские индивидуальные предприниматели. А наш рабочий персонал начали отправлять в отпуска.

В марте 2016 года, опасаясь гибели предприятия и массовых увольнений работников из-за отсутствия техники, наша профсоюзная организация обратилась в Томский автотранспортный союз с просьбой составить антикризисный план по оздоровлению финансово-экономической ситуации на межмуниципальных пассажирских перевозках. Нами перед Союзом был поставлен ряд обязательных условий — таких, как трудоустройство водителей и кондукторов ООО «АП Пригородные 3» и ООО «Транссервис», заключение договоров на оказание управлеченских и сервисных услуг (бухгалтерия, диспетчерская, медик, касса, контрольный механик и так далее), а также заключение договора на ремонт автобусов с нашей компанией ООО «Томскавтосервис». В кратчайшие сроки расчеты были нам представлены. План содержал полные экономические расчеты, с учетом наших условий-пожеланий. Предусматривалось приобретение 22 (двадцати двух)! единиц автобусов в дополнение к имеющимся. Уместно также будет отметить, что перевозчиками предварительно к расчетам была направлена заявка в Росавтопром на приобретение этих 22-х автобусов.

В то же самое время на предприятии начала работать рабочая группа по оздоровлению экономической ситуации в ОАО «Томскавтотрансе», в которую теперь уже входили Празукин Д. К. и Исакова Т. А. На одном из заседаний была одобрена модель выхода из кризиса, предложенная нашей профсоюзной организацией. План томских перевозчиков был передан в департамент транспорта, департамент госсобственности, областную администрацию и Законодательную думу Томской области.

Но неожиданно для всех данный план был «положен под сукно», так как на горизонте вновь появилась компания «Регион-Транс». 8 апреля 2016 года на общем собрании коллектива на вопросы по поводу инвестора генеральный директор ОАО «Томскавтотранс» Осипенко В. А. заявил, что он понятии не имеет, что это за компания, и все решения зависят не от него, а от областных властей. 16 и 17 апреля 2016 года на предприятии были проведены собрания трудового коллектива с участием Ваших заместителей Гурдина Ю. М., Антонова А. А. и Глебовича Н. А. Также присутствовали глава департамента госсобственности Трынченков А. А. и представитель компании АО «Регион-Транс» Ильичев В. В. На собрании вышеназванными господами на вопросы работников предприятия были озвучены обещания следующего содержания: партия автобусов в количестве 22 (двадцати двух)! единиц поступит 20 июня 2016 года, во втором квартале 2016 года все сотрудники ООО «АП Пригородные 3», ООО «Транссервис» и ООО «Томскавтосервис» будут переведены в ОАО «Томскавтотранс», зарплаты сотрудников будут увеличены в два раза, прибыль позволит полностью отказаться от субсидий из областного бюджета, кредиторская задолженность ОАО «Томскавтотранса» перед перевозчиками будет погашена.

Обратите внимание — ранее из уст инвестора звучали какие угодно цифры по поставкам автобусов: 13, 17, 18, 45, 78, 100, 103, но как только предложение томских перевозчиков попало в администрацию Томской области, у инвесторов сразу скорректировались планы! Да в общем-то не беда, что, видимо, сами считать не умеют и воспользовались расчетами томских перевозчиков. Беда в том, что они и прочитать их план правильно не смогли, ведь 22 единицы планировалось приобрести в дополнение к имеющимся у перевозчиков автобусам. Вдобавок смутила схема инвестирования. Оказывается, «инвестор» ничего вкладывать в «Томскавтотранс» и не собирается. В его планы входит под гарантию администрации Томской области взять автобусы себе в лизинг, а затем по выгодной цене передать эти автобусы в аренду «Томскавтотрансу». На вопрос «А мы-то как с вами за аренду расчитываться будем? Перевозки то у нас убыточные!» прозвучал ответ «Не переживайте, у нас есть схема!». Стало совсем тревожно. Но господа Гурдин Ю. М. и Антонов А. А. объявили, что они являются гарантом выполнения всех озвученных обещаний. Если к господину Гурдину Ю. М. доверия у нас уже и не было, то господину Антонову А. В. чего было б не поверить.

Только с первых же дней правления от руководителя АО «Регион-Транс» начала исходить иная информация. Во-первых, на встречах с перевозчиками «уважаемый инвестор» заявил, что к кредиторской задолженности ОАО «Томскавтотранс» он никакого отношения не имеет, гасить ее не собирается, и что пусть ее гасит областной бюджет, а воздействие у него на областную администрацию имеется. Во-вторых, была озвучена схема работы: в автобусы ставим считывающие устройства для безналичного расчета. Сколько пассажиров успели картой рассчитаться — деньги сразу на счет, а то, сколько не хватит нам до себестоимости (40 рублей/километр!), то будут компенсировать областные власти! Если это и есть «не имеющий аналогов план», то Вам на презентации инвесторами предлагалось, уважаемый Сергей Анатольевич, нечто другое. А точнее — вложить из областного бюджета один миллиард рублей. В том числе — выплатить за срок инвестиционного проекта (семь лет) около 700 миллионов рублей для обеспечения запланированной инвесторами прибыли, более 200 миллионов рублей на компенсацию непосредственно пассажирских перевозок и порядка 100 миллионов на погашение накопившейся кредиторской задолженности! Итого, практически миллиард рублей. И при этом весь приобретенный парк техники останется в собственности у инвестора. Действительно, уникальная схема!

Если в областном бюджете есть лишний миллиард на развитие перевозочной деятельности, мы, конечно, рады. Только зачем нам в таком случае инвестор? Хотелось бы понять!

Ну и в итоге-то что? На дворе конец сентября 2016 года. Техники нет, зарплата не индексировалась уже два года, кредиторская задолженность не уменьшается, дебиторская задолженность пригородных предприятий перед ОАО «Томскавтотрансом» растет. При этом увеличилось количество директоров, и кратно (по сравнению с первым кварталом 2014 года), а точнее втрое выросли расходы по ФОТ руководящего состава (практически на пять миллионов рублей в год). А нас при этом успокаивают: мол, инвестор же управляет бесплатно. Неумелое управление автовокзалом привело к снижению доходов данного подразделения более чем на 10 миллионов рублей в год.

Нас долго убеждали в том, что надо заняться междугородными перевозками, частично вернуть межрегиональные маршруты. Только кто ж нам не дает? У «Томскавтотранса» имеется в наличии разрешение на перевозки по межрегиональному маршруту Томск — Новосибирск, пять единиц междугородных туристических автобусов более двух лет стоят без движения в гараже. И? Для того, чтобы обеспечить безубыточность баланса основного предприятия — ОАО «Томскавтотранс», за счет денежных средств перевозчиков автовокзала начали выдавать коммерческие займы под проценты (мы что, банк?!). И все эти договоры визируются специально принятым на должность советника по непонятно, каким вопросам (сам он позиционирует себя выше действующего исполнительного директора)… С 21 апреля текущего года (с момента прихода инвестора) по середину сентября выдано займов на сумму более 17 миллионов рублей. И это в то время, когда ОАО «Томскавтотранс» имеет просроченную задолженность перед перевозчиками (порядка 30 миллионов) и жалуется во все кабинеты, что перевозчики подают на них в суды за просрочку платежей.

На требование нашего же предприятия ООО «Томскавтосервис» расторгнуть с ним договор аренды в виду неподъемной арендной платы не реагируют, тем самым умышленно загоняют его в долги. Равно как загоняют в долги и свои же предприятия перевозчиков. Видимо, рассчитывая, что областной бюджет все компенсирует. А он и компенсирует! Новый кадровый состав областного транспортного департамента выделил «Томскавтотрансу» практически десять миллионов рублей для компенсаций убытков от перевозок первого квартала (это за те пять-восемь ежедневно сомнительно выходящих на линию автобусов). Так если бы мы эти десять миллионов направили на первоначальный платеж по лизингу, то это уже 20 новых автобусов! А за два года нами было получено из областного бюджета более 43 миллионов рублей — это целый новый парк автобусов. Обратите внимание, что убытки от пригородных перевозок до 2012 года — начала руководства новых псевдоуправленцев — всегда составляли всего порядка десяти миллионов рублей за год. А нынешнее положение дел только усугубилось.

После наших замечаний к руководству «Томскавтотранса» о раздутом штате и обращений в профильный департамент началась процедура «оптимизации». Приближенным сотрудникам ежемесячно выплачиваются персональные надбавки к заработной плате, в то время как для простых работников создают все условия, чтобы те уволились в лучшем случае по собственному желанию.

Не будем описывать всего маразма, который происходит в стенах нашего предприятия — и так уже обращение непомерно длинное, поверьте на слово — это только малая толика. Мы продолжительное время работали под руководством Вашего нового заместителя И. Н. Шатурного, и знаем его как профессионального руководителя. У нас нет сомнений, учитывая его опыт руководства транспортной отраслью области, что он в данной ситуации однажды разберется и предложит верное решение. Только время, к сожалению, на месте не стоит, а пять месяцев его в должности — срок для нашего случая не маленький…

Кроме того, мы потеряли доходы от выручки за девять месяцев текущего года. Нет техники — нет выручки. По сути, у нас украли наши доходы, а вор, как известно, должен сидеть в тюрьме. Доверие к областной администрации у нас тоже украли, и это обращение к Вам, Сергей Анатольевич, — проблеск последней надежды.

В настоящее время наш «инвестор» путем неимоверных усилий все же изыскал в себе силы поставить в аренду для «Томскавтотранса» три-пять новых автобусов ПАЗ (такое ощущение, что как раз на выделенные из областного бюджета десять миллионов рублей — уж очень много совпадений) с месячной арендной платой 75 тысяч рублей за один автобус! А где же обещанная Гурдиным низкая арендная плата? А почему только пять автобусов? А где обещанные и представленные на презентации инвестором и Бауэром модные дорогие моногазовые автобусы? Где миллиард? Так вот, пока этого не произошло, с учетом изложенного просим, Сергей Анатольевич, Вашего участия в незамедлительном расторжении договора на управление ОАО «Томскавтотранс» с ОАО «Регион-Транс», содействия в незамедлительном расторжении трудовых договоров внутри акционерного общества «Томскавтотранс» со всеми причастными к данной сделке. Настоятельно требуем назначить нам вменяемого руководителя, а уж если и потребуется вдруг привлечение инвестора, то требуем, чтобы эта процедура происходила максимально открыто и прозрачно».

Вот такое письмо, порождающее очень много вопросов, — в первую очередь к нынешнему руководству «Томскавтотранса», назначенному инвестором.  С его исполнительным директором Николаем Стародубовым мы в течение лета (начиная с конца июня, когда стало понятно, что обещанная первая партия техники на предприятие так и не пришла) говорили о необходимости записать интервью раз десять, пожалуй. Каждый раз встреча эта откладывалась. Основная причина — «инвестор еще не согласовал даты этапов реализации нашего плана развития, так что пока мне просто нечего вам сказать, давайте еще немного подождем…». 

Очень рассчитываем на то, что с началом следующей рабочей недели хоть что-то сказать руководство «Томскавтотранса» сможет, и в длинном рассказе о пути, которым движется это предприятие, не будет очередной долгой остановки.