Законодательная Дума Томской области предложила освободить школы от необходимости закупать для школьников учебные тетради и контурные карты. Эта законодательная инициатива регионального парламента сейчас находится на рассмотрении Госдумы. Позицию томичей прокомментировал председатель комитета по труду и социальной политике Леонид Глок.

«Этот вопрос — камень преткновения в разработке подушевого норматива финансирования в части касающейся затрат на учебные расходы и в ответственности руководителей образовательных учреждений, которым мы не выделяем достаточно средств для того, чтобы обеспечить ученика всем необходимым для образовательной деятельности», — рассказал Леонид Глок.

Действующий закон об образовании предписывает школам бесплатно выдавать детям учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, входящие в школьную программу. Однако не все регионы выполняют это требование закона. В некоторых субъектах ученикам выдают только учебники, в других — школьники также бесплатно получают контурные карты и учебные тетради.

Леонид Глок напомнил, что практика покупки учебных пособий, контурных карт и тетрадей за счет родителей существовала вплоть до 2015 года, когда Минобрнауки РФ включил их в список учебных изданий, передающихся ученикам бесплатно из библиотечного фонда школы.

«Теперь на эти цели, например, для Томской области необходимо 250-300 миллионов рублей. Это неподъемная сумма, — уверен депутат. — Из-за недостатка финансирования школы не всегда способны обеспечить учеников контурными картами, родителям предлагается приобретать их за свой счет, после чего возникают жалобы, по которым надзорные ведомства через суд побуждают учебные заведения закупать пособия в ущерб другим статьям расходов».

Именно поэтому областные депутаты предложили исключить из перечня предоставляемых школьникам учебных изданий «используемые на невозвратной основе в течение одного учебного цикла (учебной четверти, полугодия, учебного года) для индивидуальной самостоятельной работы непосредственно в них — рабочие тетради, контурные карты, иные аналогичные практикумы».

Леонид Глок добавил, что сегодня 90-95 % расходов школы идет на зарплаты учителям, а на закупку учебников вместе с расходами на мебель и повышение квалификации учителей направляется лишь 5-10 %.

Вопрос с семьями (малоимущие, находящиеся в трудной жизненной ситуации), которые не смогут обеспечить детей необходимыми учебными изданиями предлагается решать индивидуально, например, за счет предоставления адресных мер социальной поддержки.