Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Пропускную способность русла Томи могут увеличить к 2020 году

15:20 / 06.03.17
6131
Мы в социальных сетях:

Ежегодно с 2012 года отметки дна Томи увеличиваются, поэтому необходимо решать вопрос об увеличении пропускной способности русла реки, чтобы исключить угрозу подтопления территорий в период паводка. Этот вопрос с каждым годом становится все острее, рассказала заместитель руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления, начальник отдела водных ресурсов по Томской области Галина Мершина.

«Первые масштабные наблюдения на Томи проводились в 2012 году, мы впервые сняли пробы, и в 2016 году повторили эту работу. В динамике получилось, что за четыре года отметка дна повысилась практически на один метр. То есть, из-за сложившихся природных условий у нас пропал метр запаса при прохождении паводковых вод. Пока мы успеваем проводить ледовзрывные и ледорезные работы, но в плановом порядке необходимо решать вопросы по увеличению пропускной способности Томи. Желательно обеспечить безопасный пропуск паводковых вод с привлечением специалистов ТГУ, центра мониторинга и средств федерального агентства водных ресурсов», — сообщила Мершина.

По ее словам, сегодня специалисты разрабатывают проект, на который уйдет не менее двух лет, так как нужно провести моделирование поведения русла Томи и выбрать наиболее оптимальные варианты для увеличения пропускной способности. В частности, эксперты рассматривают вариант «подрезки» островов.

«Планируем, что нам потребуется от семи до десяти миллионов рублей только на проектную работу, учитывая, что необходимо моделирование и рассмотрение трех-пяти вариантов, чтобы предотвратить дальнейшее образование заторов на Томи при повышении естественного уровня воды. Проект займет не менее двух лет, к 2019 году будет подготовлен, пока пройдут аукционы, реализация начнется к 2020-му. Запас времени пока есть, года четыре, но угроза подтопления населенных пунктов остается», — отметила Галина Мершина.

Он добавила, что комиссия обратилась в федеральное агентство водных ресурсов и сообщила о сложившейся ситуации, однако здесь есть две большие проблемы.

«Во-первых, Томь является судоходной рекой и они считают, что профинансируют расчистку реки с целью судового хода, что является нецелевым использованием средств. Во-вторых, наличие месторождений полезных ископаемых: никто не имеет права зайти на этот участок и что-то там поменять», — рассказала эксперт.