Разработка поможет снизить число аварий по вине людей, заснувших за рулем. «По данным исследования Пулитцеровского центра Roads Kill, мировая смертность на дорогах составляет 1,24 миллиона человек. При этом порядка 20 % аварий происходит по вине спящих водителей. Темой моего проекта стала разработка портативного универсального устройства, которое предотвратит и предупредит засыпание водителя за рулем», — приводит пресс-служба ТПУ слова автора проекта, магистранта Института кибернетики Томского политехнического университета Алексея Цавнина.

В основе проекта лежит принцип визуального контроля, так называемого компьютерного зрения. Подобные устройства, по словам магистранта, в основном находятся в стадии разработки или представляют из себя небольшие проекты, чью эффективность пока невозможно оценить.

По замыслу разработчика, портативное универсальное устройство можно будет использовать в любых автомобилях вне зависимости от марки и года выпуска. Единственное обязательное условие — наличие постоянного питания с напряжением пять вольт. Для этой цели можно будет использовать стандартный USB-разъем. Аппаратная часть будет состоять из трех основных компонентов: микрокомпьютера, камеры для захвата изображения и небольшого дисплея. Причем камера будет расположена так, что лицо водителя будет попадать в видоискатель.

«Одним из самых явных признаков засыпания человека, как известно, является закрытие глаз. В рамках проекта были изучены многие источники информации не только в области электроники и программирования, но и в области медицины. Подобные исследования, описанные в достаточно авторитетных изданиях, дают нам точные цифры о нормальном времени моргания, а также о том, что перед засыпанием частота морганий снижается. Таким образом, при снижении частоты морганий и тем более при его полном отсутствии будет производиться звуковая сигнализация», — поясняет политехник.

Добавим, сейчас достигнуты промежуточные результаты в реализации проекта. Уже разработано программное обеспечение для детектирования лица и глаз, оно работает на портативной платформе. Успешно пройдено тестирование устройства на лабораторном уровне.

«Еще совсем недавно видеорегистраторов и навигаторов в автомобилях не было совсем, сейчас они есть почти в каждой машине, и водители очень часто прибегают к их помощи. Будет здорово, если результат работы Алексея в ближайшем будущем также можно будет увидеть в каждом автомобиле», — отмечает научный руководитель проекта Сергей Замятин.