Источник фото: Марат Хамматов/Tomsk.ru
Авторские материалы

Не хочу учиться!

18:00 / 15.04.17
9917
Мы в социальных сетях:

Не хочу учиться!

Проблема актуальная в любое время года, но особо обостряющаяся в четвертой четверти – нежелание учиться. С одной стороны, к концу году накапливается усталость и школьников, и родителей, которые, каждый в своей мере, делят тяготы учебы. И если в начале года, когда мы-родители сталкиваемся с какими-то трудностями в учебе своего школьника, кажется, еще весь год впереди и он успеет все наверстать. В четвертой же четверти времени остается катастрофически мало и потому родители, обеспокоенные успеваемостью, еще более усиленно «наседают» на свое чадо.

О том, как бороться с нежеланием учиться, как помочь своему ребенку и как замотивировать его учиться, мы побеседовали с детским психологом, специализирующимся на школьно-подростковом возрасте, Анной Прохоровой.

Как реагировать, когда твоей ребенок говорит: «Не хочу учиться»?

— Самое главное — не надо ребенка ругать. Нужно искать причину его нежелания. И конечно, не надо хватать его и сразу тащить к детскому психологу, поговорите с ребенком сами и постарайтесь узнать причину. Изначально, когда мы рождаемся, мы все тянемся к знаниям. Во всех нас с рождения заложена любознательность. Это только потом уже может что-то произойти, что отобьет эту тягу к знаниям.

А что же может произойти?

— Если мы говорим о начальной школе, то, во-первых, ребенок может быть психически еще не готов к школе. Тогда он не сможет сидеть на месте, ему будет сложно спокойно сидеть и заниматься. Во-вторых, бывают случаи, когда родители с самых малых лет усиленно занимаются с ребенком, заставляют его читать, писать, а делать так не нужно. Спустя время школа может вызвать у ребенка протест. У каждого должно быть детство, чтобы он успел наиграться, и только со временем ребенок должен прийти к учебе и занятиям. В-третьих, существуют гиперактивные детки. Которым по своим индивидуальным особенностям сложно усидеть на месте, и школа у них может вызывать негативные эмоции, потому что им нужно постоянно свою энергию куда-то девать, а школьная дисциплина не дает им это сделать.

Что же касается старшего и подросткового возраста, то за «нежеланием учиться» чаще всего скрывается одна из трех причин: усталость от учебы, трудности в отношениях с преподавателем или трудности в общении с одноклассниками.

И что же делать в каждой из ситуаций? Что делать, если ребенок устал от учебы? Современный режим дня учащегося, особенно тех, кто учится во-вторую смену, мало отличается от рабочего дня взрослого человека. Как помочь ребенку, который просто устал от такого режима?

— Сегодня учеба для детей действительно становится некой работой. Наша сегодняшняя образовательная система далека от идеала. Дети получают переизбыток информации, перегрузки, — и все это становится для них в какой-то мере «страданием». Я бы советовала, если вы видите, что ребенок переутомляется и он объективно устал, дайте ему возможность сейчас, на время отдохнуть. Освободите его от дополнительных секций и кружков, освободите от домашних обязанностей. Можно на какой-то короткий период устроить ему некий «отпуск». Кроме того, можно опять же на это время активнее помогать ему в учебе. Это, конечно, не значит, что надо делать за него домашнюю работу, делайте работу вместе, подсказывайте ему. Если он силен в математике, но ему тяжело дается литература – пишите сочинения с ним в месте.

А что делать если это не период, а «усталость» становится постоянной ситуацией?

— В любом случае, нужно дать ребенку побольше свободы и отдыха. Старайтесь делать выходные очень насыщенными и желательно вне дома, что он смог действительно за них отдохнуть. За выходные ребенку важно отойти от школы, от ее структурированного режима, там мозг постоянно работает, напрягается и хорошо, если в выходные он полностью отойдет от этой системы. Любой совместный семейный отдых, активный, подвижный, в игровых комнатах, парках и т.д. идеально подойдет для этого. Этот рецепт, конечно, более применим к детям младшего школьного возраста. Подросткам важно общение со сверстниками, и оно для них может быть более привлекательным, тогда не заставляйте бегать его с семьей на лыжах или идти в парк, надо в первую очередь спрашивать, чего хочет ваш ребенок, как он хочет отдохнуть. А лучше — пробуйте разные виды отдыха и смотрите, какой отдых позитивнее влияет на вашего ребенка. Главное — не говорите на время отдыха об учебе, ни о чем серьезном, просто расслабляйтесь и отдыхайте все вместе.

Такой отдых, пожалуй, будет полезен всем. А что делать, если выясняется, что ребенку не нравится учеба из-за преподавателя? Из-за его предвзятого отношения, например, «придирок» или невнимания.

— Это очень важный момент. Ведь дело в том, что у детей, особенно в начальных и средних классах, нет разделения «предмет» и «учитель». И если у него не складываются отношения с учителем математики, то и этот предмет будет для него закрыт. Что вы можете сделать? Во-первых, вы можете поговорить с ребенком и объяснить ситуацию, объяснить, что дело не в нем, что так бывает, что преподаватели выделяют «любимчиков», что оценки – не обязательно показатель его знаний и т.д. Ведь дети-то чаще всего ищут причину именно в себе. Во-вторых, стоит поговорить с преподавателем. Сказать, что ребенок испытывает переживания по этому поводу. Спросить, как вы можете ребенку помочь. И можно подходить с этим разговором ни раз и ни два, если ситуация не будет меняться. Вполне вероятно, что педагог благодаря вашей настойчивости пересмотрит и свое поведение. Ну и, конечно, крайний вариант — переводить ребенка в другой класс или другую школу. И хоть родители довольно часто выбирают этот способ, на мой взгляд, он несет за собой другие трудности, связанные с адаптацией, налаживанием контакта с одноклассниками и т.д.

Да, плохие отношения с одноклассниками часто являются причиной нежелания идти в школу. Но как об этом узнать? И что делать в дальнейшем?

— Дети довольно редко сразу говорят о таких проблемах с родителями. Ко мне сейчас приходит на занятия девочка-подросток, которая с начала этого учебного года в новой школе и столкнулась изначально с неприятием класса, но только сейчас весной, после бесед с психологом, родители узнали об этом.

Вообще, чаще всего это можно заметить по тому, что ребенок приходит со школы грустный, озабоченный. Если у вас есть какие-то сомнения, поговорите с преподавателями о том, как складываются у него отношения с одноклассниками, поговорите с ее\его лучшей подругой\другом. В первую очередь не нужно бежать разговаривать с мамочками «обидчиков» вашего ребенка, этим вы можете только усугубить ситуацию. Нужно сделать так, чтобы ребенок сам научился решать свои проблемы. Если ребенок пришел в новый класс и его не принимают (чаще всего происходят именно такие ситуации), нужно поговорить с ребенком и рассказать о том, как лучше выстраивать отношения с одноклассниками. Нужно научить ребенка не воспринимать всерьез «подколки одноклассников», либо давать отпор. Проговаривайте ребенку, что его не принимают в классе, не потому, что он какой-то не такой. Чаще всего отношение одноклассников – это проверка и они смотрят, выдержит он или нет. Нужно учить ребенка реагировать, не плакать, отвечать, давать отпор, показывать свою силу.  Еще хорошо его начать водить в какую-нибудь секцию или кружок (чаще всего в секциях и кружках дети не ведут себя так агрессивно), и хорошо, если в этой секции занимаются и часть его одноклассников. Когда у него там будут появляться друзья, то в последствие и взаимоотношения в классе улучшатся.

Еще один проблемный вопрос всех детей и родителей «домашние задания». Их, пожалуй, не хочет делать никто. Что же с этим делать? И до какого возраста «домашняя работа» должна быть головной болью не только школьников, но и их родителей?

— В первую очередь, у школьника должно быть хорошо организовано рабочее место, чтобы там не было никаких игрушек или других вещей, на которые ребенок может отвлечься. Во-вторых, желательно, чтобы ребенок делал домашнее задание приблизительно в одно и то же время. Пришел со школы отдохнул 1,5-2 часа и начинает заниматься. Никогда не заставляйте ребенка делать домашнее задание сразу после школы.

Понятное дело, что ребенок не хочет этого делать, потому на начально этапе, конечно, нужно делать домашние задания вместе с ребенком, контролировать его работу. В средних же классах нужно стараться соблюдать баланс между контролем и ответственностью. Ребенок сам должен понимать, зачем ему выполнять домашнее задание, что получит он за это либо 5, либо 2. У него должна быть сформирована ответственность за себя и свою учебу. А формируется ответственность с самого раннего возраста. Родителям необходимо соблюдать баланс между гипер-опекой и гипер-контролем, и тот и другой вариант ни к чему хорошему не приведет. Если мама постоянно говорит: «Он у меня еще маленький, ему нужно во всем помогать. Сумку за ребенка собирает, в школу за ручку водит, домашнее задание за него делает. То, конечно, у ребенка не сформируется к средним классам чувство ответственности. Впрочем, и в ситуации гипер-контроля, когда мама постоянно говорит: «Иди делай это, а теперь делай это». Ребенок привыкает просто слушаться и не думает сам.

В идеале должен быть контроль, но другого рода. Нужно доверять ребенку и предоставлять свободу. Объяснить, для чего он должен, делать уроки. Мама только напомнила ребенку, что он должен сделать уроки, и он идет и делает сам. А дальше с какой-то периодичностью, не каждый день, можно подойти и проверить. Действительно ли он их сделал: если сделал, похвалить, если нет, разобраться почему не сделал, проконтролировать, чтобы сделал. Но «не сидеть над душой».

Вот вы говорите, ребенок сам должен понимать зачем ему нужна учеба. А как ему это объяснить: что учеба нужна и важна? История про то, что не будешь учиться, станешь дворником – уже давно не работает.

— У детей в младшем возрасте может не быть мотивации, потому что они действительно еще не понимают, зачем им ходить в школу. В этой ситуации психологи рекомендуют использовать метод «кнута и пряника». Только родители чаще используют «кнут», а я бы советовала использовать «пряник». Начните с простой похвалы за хорошие отметки, хорошо сделанную работу. Детям постарше психологи не запрещают «обещать подарки» за хорошую учебу. Хотя есть риск, что у ребенка закрепится такая форма: «Я не буду ничего делать, если мне за это ничего не дадут». Все психологи против наказаний, и я тоже. Представьте, ребенок не хочет учиться, и он: или в действительности не понимает, зачем ему это надо, или у него, есть какие-то проблемы, связанные с учебой, а тут его еще и наказывают. Лучше в такой ситуации наоборот поддержать, помочь, направить. И здесь будет гораздо эффективнее «пряник».

Если же мы говорим в целом о том, как объяснить ребенку, что учеба важна и нужна, то я бы советовала «идти» от собственного примера. Рассказать о том, что вам учеба дала, чем она вам помогла по жизни, в чем пригодилась. Рассказать можете и о своих трудностях, и желаниях во время школы. Используйте аргументы исходя их того, что ценно и важно для вашего ребенка. Конечно, при этом очень важно, существует ли родительский авторитет в семье, и являются ли родители примером для своего ребенка. Родительский авторитет формируется гораздо раньше, еще в дошкольном возрасте, но вот проблемы, связанные с его отсутствием, проявляются как раз в школьное время. И если вы не являетесь авторитетом для своего ребенка, то в подростковом возрасте будет сложно с этим что-то сделать, личность ребенка уже сформирована, нужно работать с психологами. Постарайтесь тогда, хотя бы, стать его другом и так завоевать его доверие и доверие к вашим советам и мнению.

И последний вопрос, что на ваш взгляд делать, если ребенок не хочет учиться после окончания школы? Родители озабочены тем, в какой ВУЗ ребенку поступать, а ребенок говорит: «Я не хочу вообще больше учиться!»

Нет ничего страшного в том, чтобы ребенок отдохнул год после школы. Многие психологи говорят, что всем детям после школы необходим минимум год, чтобы отдохнуть прийти в себя и понять, чем они хотят по жизни заниматься. Ни к чему насильно отправлять ребенка дальше в ВУЗ насильно, где он вполне вероятно уже через пару сессий забросит учебу насовсем. Нужно отходить от позиций родителя и желаний ребенка. Спросите у него, что он хочет тогда делать, он же не просто так не хочет учиться. Если ты не будешь учиться, чем ты будешь заниматься: работать, готовиться к поступлению на следующий год или еще что-то. Конечно, нельзя, чтобы ребенок просто весь год сидел дома без дела. Наш мозг устроен так, что очень быстро деградирует. И не забывайте, это же ваш ребенок, которого вы знаете уже 18 лет, и если вы подумаете, пообщаетесь, то поймете, чего он хочет и как вам дальше быть.