Источник фото: Анастасия Лосева/Tomsk.ru
Авторские материалы

Гостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 лет

22:29 / 31.05.17
9260
Мы в социальных сетях:

Кондиционер, вежливый и квалифицированный персонал, комфортные спальные места с предоставлением постельного белья и спальных принадлежностей, расширенное меню. Нет, это не описание гостиницы. Все эти условия созданы в скором фирменном поезде №37/38  «Томич», которому 31 мая исполнилось 50 лет.

Гостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 лет

Скорый поезд, соединивший Томск и Москву был запущен в 1966 году. И, уже через год, он получил статус фирменного. Была проведена большая работа: реконструировано депо в Томске, произведен монтаж нового оборудования, подготовлены вагоны. Поездные бригады прошли соответствующее обучение. Из 53 вагонов, стены которых украсили двести пейзажей, было сформировано три состава.

За годы работы поезда менялись маршруты следования: изначально состав следовал через Казань и прибывал на Казанский вокзал Москвы. Но уже с середины 1990-х годов «Томич» стал следовать через Киров, Нижний Новгород, Владимир и прибывать на Ярославский вокзал столицы.

От обычного поезда фирменный отличается удобным графиком движения, обязательным наличием кондиционера, биотуалета, высоким уровнем сервиса. В фирменных поездах работают специально обученные проводники, в вагоне-ресторане подают расширенный ассортимент блюд, а постельное белье и спальные принадлежности — улучшенного качества. Вагоны во всех фирменных поездах — не старше 12-ти лет.

«Мы не зря держим фирменные поезда. В них мы оказываем пассажирам определенные услуги, по сравнению с другими обычными поездами. Мы считаем, что фирменные поезда себя окупают, и для пассажиров дают определенные комфортные условия. В каждом регионе существуют свои фирменные поезда. На Западно-Сибирской дороге таких поездов шесть», — рассказал заместитель генерального директора Федеральной пассажирской компании ОАО «РЖД» Константин Торубаров.

Сейчас «Томич» курсирует через день. Состав отправляется из Томска по нечетным дням, а из Москвы — по четным.

Гостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 лет

Внутри

В фирменном поезде «Томич» вагоны трех типов: СВ, купе и плацкарт. СВ — это по сути двухместное купе, только нижние полки. В вагоне всего 18 мест. В вагоне купе помещается 36 пассажиров, по 4 человека, соответственно, две нижних и две верхних полки. В вагоне плацкарта могут ехать 54 человека, это открытый вагон, места от прохода никак не огорожены.

В каждом вагоне установлены комфортные сидения, кондиционеры. Столы уже сервированы, на них стоят сладости, минеральная вода, романтичные «поездные» кружки с подстаканниками, лежат буклеты. Верхние полки уже застелены, на нижних пока ничего нет, чтобы перед тем  как лечь, чаю попить, поговорить. Есть розетки, разъемы для зарядки телефонов. На окнах висят занавески, пол застлан ковровым покрытием. В целом в вагонах число, светло, можно сказать уютно.

Наверное, все помнят санузел в старых поездах. Такой металлический, серый и дребезжащий. Заходишь в него, и что делать не понятно, и не хочется. В «Томиче» все совсем не так. Вместо странной лязгающей конструкции, новые биотуалеты, которыми можно пользоваться и во время остановок. Бежевые стены, новая сантехника, огромное зеркало. А так же в поезде есть душ.

«Новые вагоны на сегодняшний день оборудованы видеонаблюдением, системой контроля посадки пассажиров, системой отслеживания поезда по его маршруту. На сегодняшний день мы можем говорить о том, что ситуационные центры могут видеть поезд, как он следует по своему маршруту, с отставанием, либо опережая график. Мы четко понимаем, что каждый вагон оборудован биотуалетом, который можно не закрывать на санитарные зоны во время стоянок. Так же для пассажиров мы предусмотрели душевые кабины в штабном вагоне. На сегодняшний день поезд как маленькая гостиница», — поделится Константин Торубаров

К тому же в фирменном поезде за дополнительные товары и услуги можно расплатиться банковской картой, с помощью сервисов Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay. Терминал могут принести прямо в купе к пассажиру.

Гостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 лет

Специальные купе

Для маломобильных пассажиров в поезде предусмотрено специальное двухместное купе. Раньше, купить билет на места для пассажиров с ограниченными возможностями можно было только в кассе, но с 2017 года это можно сделать и на сайте «РЖД».

«За 60 суток и менее можно сделать заявку на купе для маломобильных граждан. Так же заявку можно подать и в электронном виде. У нас есть купе и туалетный комплекс, предназначенный специально для маломобильных граждан. В фирменных поездах все это однозначно есть. На сегодняшний день мы вообще стараемся во все поезда устанавливать штабной вагон, где есть купе для маломобильных пассажиров», — уточнил заместитель гендиректора «РЖД»

По словам проводника бригады образцового обслуживания фирменного поезда «Томич» Татьяны, специальное купе практически всегда занято, и заявку на бронирование купе стоит подавать заранее.

«Это купе для маломобильных пассажиров. Оборудовано специально коляской и креслом. Если нужна перевозка маломобильного пассажира. И в этот момент пассажир не обеспечен индивидуальным средством передвижения, мы можем сопроводить маломобильного пассажира из тамбура до купе своими средствами. Бывает, что маломобильные пассажиры едут одни, мы можем сопроводить его в туалетную комнату. Здесь для удобства слабовидящих людей озвучивается время, озвучивается, занята ли туалетная комната. Все датчики подсвечиваются. Билеты продаются по заявке. Купе идет бронированное, пока заявка не подастся маломобильным пассажиром, билеты сюда никому не продают. Заявку на это купе лучше всего делать за 45 дней. Такие пассажиры ездят очень часто. Купе пользуется спросом», — рассказала Татьяна.

Гостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 лет

Проводники

От Томска до Москвы 3619 км, поезд едет чуть больше двух суток. Время немаленькое. В дороге случается всякое, и хочется, чтобы тебя сопровождал вежливый, квалифицированный проводник. В фирменных поездах работают опытные сотрудники, прошедшие дополнительную подготовку, это люди, которые любят свою работу.  Например, проводник бригады образцового обслуживания фирменного поезда «Томич»  Евгения Сергеева в профессии уже 28 лет. Она отметила, что «Томич» комфортнее поездов, на которых ей приходилось работать ранее.

 «Поезд очень хороший, людям очень нравится с нами путешествовать. Народу всегда очень много, практически всегда мы ездим полные, что с Томска, что с Москвы. Больше всего народу во время каникул, во время праздников. Особенно с Москвы выезжает много народа, видимо люди работают в Москве и едут домой. Если сравнивать этот поезд и те, где я работала раньше, видна большая разница. Здесь гораздо комфортнее, удобств больше. Вагоны-трансформеры — преобразуются полки в кровати. Удобно перевозить багаж. Есть душевая кабина».

Евгения рассказала, что в дороге случаются разные ситуации, в том числе и не слишком приятные. Бывают и конфликтные пассажиры, и стереотипные вахтовики. Но персонал поезда старается решить все возникающие проблемы.

«В пути случается много нестандартных ситуаций. Мы всегда стараемся решать их, у нас очень хороший начальник поезда, он компетентен в этих вопросах. Пассажиров своих мы любим, и хотим, чтобы они с нами ездили. Например, иногда выпивают люди, а потом начинают буянить. Начинают беспокоить окружающих. Люди пожилого возраста, люди с детьми начинают высказывать недовольство. Приходится решать эти проблемы. Когда-то беседы помогают, когда-то прибегаем к сотрудникам ЧОПа. Особенно часто такое случается, когда едут вахтовики. Просто они массово едут, если бы двое ехали, было бы по-другому. А когда их едет 10-12 человек, один начинает выпивать, другие присоединяются. Иногда такие люди могут что-то сломать, двери, замки. Повредить имущество. Для нас это уже привычно, мы нормально реагируем. Стараемся разрешить конфликтные ситуации. Это наша работа».

По словам Евгении, родственники  привыкли к такому графику работы, и конфликтов не возникает, только скучают сильно. За годы работы она стала абсолютно стрессоустойчивой.

«Если вернуть время назад, я бы не хотела другую работу, мне все очень нравится», — смеется проводник.

Гостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летЮбилей — не повод отдыхать

31 мая на вокзале Томск-2 прошло торжественное мероприятие, посвященное 50-летию скорого фирменного поезда №37/38   «Томич». Поезд и его работников поздравил с праздником исполняющий обязанности заместителя мэра Томска Сергей Аушев:

«Поздравляю от всей души вас с сегодняшним праздником, с юбилейным рейсом фирменного поезда «Томич», который, безусловно, стал фирменно карточкой нашего города. Эта дата является символом связи прошлого и настоящего. Именно 50 лет назад были заложены основы вашего отношения к пассажиру, основы комфортного обслуживания, основы высоких стандартов. Сегодня хочу пожелать вам здоровья, долгих лет службы, только благодарных пассажиров на своем пути. В добрый путь».

А после поздравлений и напутствий «Томич» вновь отправился в Москву. Поезда не отдыхают даже в юбилей.

Анастасия Лосева

Гостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 летГостиница на колесах. Фирменному поезду «Томич» — 50 лет