Авторские материалы

Как нас заманивают на выборы: три фишки 2017 года

22:30 / 06.09.17
9759
Мы в социальных сетях:

Буквально через четыре дня в Томске и Томской области пройдут выборы губернатора, дополнительные выборы депутатов облдумы, глав трех районов области и депутатов четырех районов области. 

Желая повысить явку среди молодых избирателей в Единый день голосования, российские политтехнологи в этом году изощрились и нашли-таки варианты подходов к молодежи, которая не понимает, зачем тратить свое личное время на то, чтобы прийти на избирательный участок и поставить «галочку» на бланке. Окажутся ли эти подходы действенными? Время покажет. А пока корреспондент Tomsk.ru составил краткий обзор трех главных предвыборных фишек этого года.

«Голосовач»

О фотоконкурсе селфи на выборах «Голосовач», благодаря продуманному пиару, знает практически каждый. Суть конкурса в том, что нужно прийти на избирательный участок, который участвует в акции, проголосовать (а можно и не голосовать, все равно этот факт не будет проверяться), затем найти волонтера с фоторамкой, сделать селфи и выложить его в Instagram со специальными хештегами «Голосовача». Авторы лучших снимков, как обещают организаторы конкурса, получат iPhone, iPad и Apple Watch. По словам самих организаторов (в Томске реализацией этого проекта занимается региональный молодежный парламент), такой формат — одна из форм работы с молодежью, которая может «зацепить» и повысить явку на выборах.

Как нас заманивают на выборы: три фишки 2017 года

В принципе, идея хорошая. Ведь, согласитесь, уже не первый год мы замечаем, что соцсети забиты «селфаками» тех, кто поставил свою галочку в избирательном бюллетене, а тут еще и материальный стимул. 

Дела сердечные

Самым неожиданным проектом политтехнологов стало использование сайта знакомств для привлечения аудитории на выборы. Так появилось приложение для знакомств «Выбирай». Суть: популярный сайт знакомств Mamba.ru разработал тематическое приложение, с помощью которого молодые люди могут поставить «галочку» за понравившегося «кандидата» («кандидатами» в данном случае являются люди, которые также скачали это приложение и заполнили краткую анкету), а при взаимной симпатии приложение присылает оповещение о том, что «мы можем вместе пойти на выборы 10 сентября». Или же всплывает «окно» с текстом: «Вы понравились этому парню/этой девушке. Скорее всего, он/она с радостью пойдет с вами на выборы 10 сентября». Там же можно найти адрес и контакты своего избирательного участка. Я тестила приложение целых два дня прежде, чем писать обзор, и честно провела несколько часов за общением и «выбором» кандидатов. Вердикт: люди «голосуют» на «Выбирай» довольно активно, но идею соединиться на избирательном участке в едином политическом порыве чувств всерьез не воспринимают. 

Как нас заманивают на выборы: три фишки 2017 года

Как нас заманивают на выборы: три фишки 2017 года

Как нас заманивают на выборы: три фишки 2017 года

Как нас заманивают на выборы: три фишки 2017 года

Как нас заманивают на выборы: три фишки 2017 года

Звонок от «звезды»

Несколько недель назад многим пользователям Viber пришло оповещение от «Будильника», который напоминает о приближающихся выборах губернатора и предлагает завести будильник на утро 10 сентября, чтобы проснуться от ласкового приветствия актера Марата Башарова. Если нажать на «завести будильник», то из соцсети вы перенаправитесь на сайт сервиса budilnik2017.ru. Насколько ласково вас разбудит актер, пока неизвестно. Скорее всего, это будет запись его голоса. Но радует одно: если вы вдруг передумали услышать ранним утром 10 сентября Башарова, то от звонка можно отказаться.

Как нас заманивают на выборы: три фишки 2017 года

Как нас заманивают на выборы: три фишки 2017 года

Эволюция «завлекаловок» 

Что о новых проектах по привлечению аудитории на выборы думают люди, которые имеют непосредственное отношение к политике и политтехнологиям, я решила узнать у председателя областной избирательной комиссии Эльмана Юсубова и заместителя декана философского факультета ТГУ Сергея Шпагина.

На удивление, Сергей Шпагин сообщил, что далеко не все его ученики, несмотря на профессиональную принадлежность и возрастную группу, осведомлены об этих новвоведениях.

«Есть ощущение того, что об этом знают не все. Кто-то знает о чем-то одном, допустим, о «Голосоваче», но не знает о приложении и звонке Башарова, кто-то вообще ни о чем не слышал, то есть, информация доведена недостаточно эффективно. Хорошо, что организуется конкурс и привлекается внимание к выборам, но все это не очень-то мощно», — прокомментировал Шпагин. 

А вот председатель избиркома сказал, что современные способы и приемы вовлечения молодежи в избирательный процесс принесут положительные результаты.

«Голосовач», по мнению моих коллег, действительно может повлиять на интерес молодежи к выборам. Звонок Марата Башарова и приложение знакомств  тоже интересные идеи, но с учетом моего воспитания и возраста хочу сказать, что не все избиратели старшего поколения боготворят Марата Башарова»,  поделился Юсубов.

Кстати, привлечение избирателей на выборы, чтобы поднять явку, — давняя традиция российской политики. В 90-х на избирательных участках людям иногда раздавали продуктовые наборы. До недавнего времени в Томске во время выборов всем желающим измеряли давление и проводили экспресс-обследование здоровья.

Но, как отметил Эльман Юсубов, хотя в этом году избиркому вновь предлагали измерять артериальное давление на избирательных участках, эта идея была отвергнута.    

«Я сторонник того, чтобы к старшему поколению относились с уважением и почтением в других формах. Они (старшее поколение) у нас люди ответственные и придут на выборы и без такой процедуры»,  считает глава избиркома. 

Однако массовое измерение давления в Томске никто не отменял. И в этом году оно тоже пройдет. Правда, не на избирательных участках в день голосования, а на день раньше  в День томича перед главным корпусом СибГМУ. 

Про политику и костыли

Еще одно довольно интересное мнение высказал младший научный сотрудник и аспирант кафедры социологии ТГУ Александр Березкин. Он считает, что используемые в этом году методы привлечения молодежи к выборам  это «костыли» российской гражданственности, которые ей сейчас необходимы.

«Выборы  это супермаркет. Человек заходит на избирательный участок и выбирает из партий и кандидатов. Вот и продвижение политики идет сугубо маркетинговыми способами. Наша молодежь аполитична, хотя в европейских странах молодежь является движущей силой политического процесса. Так вот, эти толпы молодежи, вроде бы, должны идти голосовать, потому что у них должно быть чувство гражданской ответственности, но они не понимают, зачем им это нужно, они к этому не приспособлены. Например, в школах Америки политике детей учат с детства. Там проходят выборы президентов класса и школы, дети с раннего возраста понимают, как работают эти механизмы, знают, что такое агитация, штабы и распределение голосов. В России этому обучают в очень редких школах. В итоге дети выходят из школ без гражданской позиции. Но зато они пользуются соцсетями и умеют искать хороший контент. В итоге сервисы занимают роль посредника между молодыми избирателями и властью. Потребность в них исчезнет, когда население России начнет понимать, что такое институт выборов». 

Юлия Агафонова