Недавно в томских группах знакомств в соцсетях молодой парень из Читы по имени Денис начал предлагать девушкам прогуляться по городу. Юношу интересовало не столько знакомство с девушками, сколько возможность поближе познакомиться с Томском, а спутница должна была выступать в роли экскурсовода. Со своей стороны молодой человек предлагал разнообразить времяпрепровождение рассказами о цирковой жизни, так как, по словам Дениса, он является работником цирка.

О том, чем живет и дышит бродячий цирк, читайте в материале корреспондента Tomsk.ru Марии Масляевой, которая одна из первых откликнулась на странное объявление о знакомстве. Молодой человек не только рассказал о том, как живет и работает, но и познакомил журналистку со своими коллегами, которых он называет семьей.

За кулисами: как живут кочующие цирковые артисты Томск. Новости

Закулисье

Шатер цирка, четыре жилых фургончика, клетка с пумой и медведем и обеденный стол под навесом — так на площади в 2,5 тысячи квадратных метров разместилась цирковая труппа в 23 человека. Денис вот уже несколько лет работает в передвижном цирке шапито и с артистами колесит по всей стране. О своей работе парень рассказывает спокойно, как будто это самая обычная профессия.

Внутрь циркового шатра мы заходим с черного входа. За кулисами царит полумрак. Денис предупреждает, что надо смотреть под ноги, иначе в темноте можно на что-нибудь налететь. Помещение, где мы оказались, довольно большое, хотя таким не кажется: все заставлено. Здесь хранят цирковой реквизит: мотоцикл, большой пластиковый куб, циркулярную пилу, какие-то сундуки. И это лишь небольшая часть того, что мне удалось разглядеть в темноте.

Денис продолжает рассказывать о своей работе: он не только помогает артистам во время выступления (подает и убирает реквизит со сцены), но и ухаживает за животными (голуби, пума, медведь и два королевских пуделя), подготавливает арену к выступлению и следит за исправностью реквизита.

«Форс-мажоры происходят постоянно, — говорит Денис. — Куб у нас недавно сломался, тот, в котором прячется человек. Ну, знаете, иллюзия такая: в кубе находятся два человека, причем залезает внутрь один артист, а вылезает — другой. И вот уронили мы этот куб, он потрескался. Думали, что без работы все останемся. Но ничего, очень быстро починили».

Мы вдвоем выходим на красную цирковую арену. Ее освещают два прожектора, которые находятся под самым куполом. До представления здесь ничего не находится кроме воздушных шаров и двух табуреток. Кстати, диаметр самой арены в любом цирке равен 13 метрам. Именно при таком диаметре цирковая лошадь может бежать по манежу с одинаковой скоростью, а артистам удобно исполнять трюки, стоя на спине животных.

Сейчас арена пустует, и только две кошки бегают между зрительских рядов.

«Это домашние животные наших артистов. Они не участвуют в представлении, конечно. Просто живут в трейлерах, как домашние любимцы», — поясняет Денис.

Семейные традиции

После того, как мы осмотрели арену, Денис продолжает рассказывать о своей работе и кочевой жизни. Всех своих коллег — цирковых артистов — парень почему-то называет семьей. Говорит, что для цирка это нормально. Артисты, да и все сотрудники цирка, живут действительно дружно и поддерживают друг друга в сложных ситуациях. А многие и правда приходятся друг другу родственниками.

Понятие «цирковой династии» в этой сфере встречается довольно часто. Родители-цирковые артисты с малых лет берут детей на гастроли, а когда те подрастают, тоже начинают зарабатывать себе на хлеб, выступая на арене цирка. И так из поколения в поколение. По словам Дениса, у этого цирка такая же история.

Пока мы разговариваем с Денисом, стоя на улице возле циркового шатра и трейлеров, из одного «вагончика» вальяжно выходит невысокий мужчина.

«А вот, кстати, и один из представителей династии. Подожди здесь», — говорит мне Денис и подходит к мужчине, что-то говоря ему на ходу.

А когда парочка циркачей, так и не прекращая что-то обсуждать, подошла ко мне, Денис, коротко представил своего коллегу, мол, «вот, Кирилл», и поспешил ретироваться. Похоже, меня только что передали с рук на руки.

Кирилл понимающе хмыкнул и, собственно, представился. Оказалось, мужчина второй продолжатель цирковой династии.

«Сначала в цирке начал выступать наш отец, — рассказывает Кирилл. — Я второй продолжатель традиции, а моя дочь — восьмилетняя воздушная гимнастка — третья. Так получилось, что с детства родители брали с собой на гастроли, и мы всегда жили при цирке. Мы тут выросли, мы тут живем, нам это дали, и это стало нашим. Моя супруга была не цирковая, но потом я и ее сюда привел. А как же иначе? Отсюда обратной дороги нет».

Быт бродячих актеров

Моя экскурсия по цирку продолжается уже с Кириллом. Я интересуюсь, как, собственно, живут цирковые артисты.

«Да лучше один раз показать, чем сто раз рассказывать», — смеется Кирилл и ведет меня в один из «вагончиков».

Трейлеры, в которых живут цирковые артисты, ничем не отличаются от обычных городских квартир, больше похожих на «коммуналку». На входе в такой «дом на колесах» располагается небольшая общая прихожая, от которой слева и справа находятся по одной двери, ведущие в «квартиры».

Одна такая «квартира» — это комната примерно в 19 квадратных метров, в которой есть душ, холодильник, шкаф, кровать, телевизор, и даже шторы висят на окне. Полностью обжитое пространство, рассчитанное на одну семью.

«Вот здесь у нас бочка с водой на 750 литров, — показывает Кирилл на большую емкость с водой в прихожей. — Также здесь есть бойлер, котел, который работает на электричестве или на дровах, водяное отопление, как в квартирах. Когда приезжаем в город — подключаемся к канализации».

На улице под навесом стоит обеденный стол, за ним ест вся труппа, это традиция. Вместе со взрослыми по городам колесят два маленьких ребенка, которым чуть больше двух лет, и восьмилетняя девочка — дети цирковых артистов. По периметру цирка постоянно натыкаешься на детские игрушки: машинки, ведерко, деревянную лошадку. А вот игрушечный мини-шатер, похоже, облюбовала цирковая кошка.

Алле оп!

Я расспрашиваю Кирилла про то, как проходят представления, существуют ли какие-то нерушимые традиции в цирке, и о том, как они сосуществуют вместе с дикими животными. Обо всем этом артист рассказывает с большим удовольствием. Похоже, цирк и вправду его страсть.

«Ну, животных мы перевозим в клетках. Дорогу они переносят нормально, достается нам не меньше, чем им. Конечно за маленькими детьми следим, чтобы им не захотелось поиграть с такой вот кисой», — горит Кирилл, указывая на пуму.

«А чем кормите животных?», — интересуюсь я.

«Да кормом обычным, что пуму, что медведя. Сырое мясо только не даем, чтобы у них не проявлялись инстинкты хищника», — отвечает Кирилл.

По словам моего собеседника, каждое выступление — это тщательно отрежессированный спектакль, где важен каждый жест и каждое движение.

«Перед выступлениями мы несколько дней тренируемся. Однако график у всех артистов свободный, потому что на арене все зависит только от тебя. Плохо подготовился — плохо выступил. Мы очень жестко относимся к программе», — добавляет собеседник.

Как говорит Кирилл, на арене артисты выкладываются по полной программе. Когда в цирке гаснет свет и начинается представление, актеры забывают о своем страхе: вышагивают на канате под куполом цирка, заглядывают в пасть диким животным, выбираются из замкнутого пространства пластикового куба. Зрители даже не задумываются, какая колоссальная работа стоит за каждым номером. По словам моего собеседника, самый главный закон цирка прост: в любой ситуации шоу должно продолжаться.

«Мастерство достигается трудом, потом, кровью. Форс-мажоры происходят постоянно. Мы работаем с техникой, а она может отказать в любой момент. У нас и колеса на аттракционе взрывались, и медведь на дрессировщика нападал. А в прошлом году упала воздушная гимнастка. Такое первый раз в жизни в нашем цирке случилось. Однако представление не прекратили, его вообще ни при каких условиях нельзя останавливать. Это закон», — делится воспоминаниями Кирилл.

Цирк уезжает

Моя экскурсия по цирку подходит к концу, и напоследок я интересуюсь, сколько времени в дороге проводят цирковые артисты.

Мой спутник охотно рассказывает, что цирковые артисты проводят в дороге всю жизнь, колесят от одного города к другому, возвращаясь домой только на три месяца зимы.

«На следующее утро после выступления в шесть утра мы уже выезжаем из одного города и гоним фуры до следующего пункта назначения. Там мы можем пробыть два месяца, 30 дней, две недели — зависит от того, в какой город едем» — говорит цирковой актер.

По словам Кирилла, на новом месте цирк обживается примерно два дня. Именно столько нужно, чтобы установить шатер и подготовить оборудование. А в выходные цирк уже готов принять своих первых зрителей.

Мария Масляева