Источник фото: Анастасия Лосева/Tomsk.ru
Авторские материалы

Транспортный comeback: как мэрия и перевозчик расстаться не могут

21:00 / 19.09.17
7978
Мы в социальных сетях:

Уж сколько раз городские власти пытались поставить точку в истории с новой маршрутной сетью, а все выходит многоточие. Вот на днях снова нашли перевозчиков на самые дорогие томские маршруты: № 4, 19 и 29. Цена за право работать на них в этот раз колеблется от 23,5 миллиона до 28,2 миллиона рублей.

Все предыдущие победители, тоже сулившие казне многомиллионные суммы, бросили эти маршруты, как мы помним, даже не поматросив. То есть по-тихому ушли в транспортное небытие, ничего не заплатив. Может, в этот раз повезет. Пока же продолжение маршрутной темы подогнал полузабытый маршрут 8/9. Страсти по нему, разгоравшиеся зимой и по весне, улеглись, а он про себя напомнил.

Маршрут этот на самом деле уникальный. Во-первых, единственный (во всяком случае, до сих пор), с «правообладателем» которого администрация расторгла контракт. Во-вторых, выделился он смехотворностью суммы, предложенной за него в очередном — успешно завершившемся в начале сентября — аукционе. «…9 000 рублей – три… Продано!». Но пока новый перевозчик перечисляет в бюджет деньги; пока оформляются все документы; наконец — пока наступит 1 января (потому что приступать к работе все новоизбранные перевозчики будут только с нового года) — все вот это время возить пассажиров «восьмерки-девятки» продолжает кто? Перевозчик бывший. А бывшие — они, как правило, такие… ну, вы понимаете.

Вот тут надо учесть, что администрация «бывшему» для нее Алексею Кочетову — она как бы тоже «бывшая». А если добавить, что и совместная жизнь их, и развод пошли по традиционному сценарию… Итог закономерен.

Началось же все с того, что перевозчику Кочетову и его водительскому коллективу (на минуточку — отработавшему на 8/9 маршруте уже не один год) не понравилось то, как взявшая дело в свои руки администрация изменила схему движения. Не желая порожняком бить колеса по Московскому тракту и Большой Подгорной, маршрутчики пошли на переговоры с властями, потому что условия муниципального контракта дают подрядчику некую фору – по согласованию с заказчиком он может отклониться от изначальных требований вплоть до 10 %.

«19 февраля мы встречались с мэром, — вспоминает Кочетов. — Тогда администрация посчитала, что, если я буду ездить на Московский тракт, но не буду заезжать на Подгорную, это не станет существенным нарушением — в 8,2 % мы укладывались. Это было прописано в документе, направленном мэру. Мне этот документ передали в администрации, а я просто подписал — то есть, расчеты делали в центре организации и контроля пассажирских перевозок и управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта. Я же знаю, что сам не смогу этого подсчитать, поэтому попросил их, чтобы они посчитали как специалисты. Мэр посмотрел и разрешил в таком процентном объеме транспортную схему маршрута изменить. Все — и я сказал, что тогда с 1 марта начнем так ездить, что и было сделано. Но потом, в марте, на транспортной комиссии прозвучали уже другие цифры — якобы то ли на 16 %, то ли на 18 % мы нарушаем контракт. Тогда же был поднят вопрос: какой методикой вы пользуетесь при этих подсчетах? Почему менее, чем через месяц эти проценты стали другими? Выяснилось, что никакой утвержденной государством расчетной методики просто не существует. Насколько мне известно, Минтранс и до сих пор не утвердил процедуру этих расчетов».

Транспортный comeback: как мэрия и перевозчик расстаться не могут 

Известное дело — когда в отношениях доходит до подсчетов кто, чего и сколько, у каждого своя правда.

«Он пришел ко мне с вопросом: что сделать, чтобы изменить схему маршрута, — парирует директор центра организации и контроля пассажироперевозок Петр Максимов. — Я подсказал ему написать обращение в управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта. Он написал. Потом это обращение рассматривала транспортная комиссия. Вот тут я уже четко считал этот процент отклонения: и по количеству остановок, и по километражу — все-все считал. Но здесь ведь ситуация какая — как оказалось, даже не столько этот процент важен, а важно то, что в соответствии с контрактом мы не можем поменять конечные остановки. Из-за этого Кочетову и отказали».

Попрепиравшись еще немного, 29 марта администрация и ИП Кочетов официально расстались. А поскольку расставание, как мы помним, было «в лучших традициях», не обошлось без нелюбезных взаимностей.    

12 мая из городской администрации в областное УФАС пришло обращение — власти просили включить ИП Кочетова А. В. в реестр недобросовестных поставщиков. Сделано этого не было. Как поясняют в ведомстве, обычно так бывает, если комиссия находит нарушения в действиях заказчика.

«Комиссия антимонопольного органа рассмотрела дело и 24 мая вынесла свой вердикт — признала заказчика в лице управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта нарушившим ФЗ-44. В нем есть требования к процедуре расторжения контракта, и вот эта процедура была нарушена администрацией. Заказчик решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес предпринимателя направил только по почте, заказным письмом с уведомлением о вручении. Между тем, законодатель очень пространно обязал заказчика принимать максимальные меры к уведомлению подрядчика. Такое решение, как в данном случае, не позднее чем в течение трех дней с момента его принятия размещается в Единой информационной системе и направляется поставщику — по почте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Эти меры были приняты не в полном объеме, и антимонопольный орган усмотрел, что права второй стороны могут быть ущемлены. При таких обстоятельствах мы не можем вносить субъект в реестр недобросовестных поставщиков», — комментирует представитель томского УФАС Елена Фоминых.

Ремарка: несмотря на расторгнутый контракт и желание администрации внести ИП Кочетова в черный список, работать на 8\9 маршруте он продолжил.

«А больше-то и некому. И долгое время администрация этому не препятствовала. Некая молчаливая договоренность была, что я работаю на маршруте 8/9, пока туда не зайдет новый перевозчик», — отмечает Кочетов.

Транспортный comeback: как мэрия и перевозчик расстаться не могут 

Быть может, так, притихнув, он и она (администрация) сосуществовали бы и по сей день. Мало ли что бывает — ну, разошлись. Ну, официально. А порознь-то каково? Кто ему, скажем, борща наварит? А ей полку, к примеру, приколотить надо — кто? Вот если другой придет, который приколотит, ну тогда понятно… Тогда и другую с борщом можно поискать. 

Но в августе предприниматель Кочетов подал на свою «бывшую» в суд. Не чтобы вернуть потраченные на маршрут деньги (миллион за право работать да пять новых ПАЗиков в лизинг почти по 1,4 миллиона за штуку) — нет, говорит, — просто из принципа. Еще неизвестно, какое решение примет областной арбитраж. Может, восстановит истца Кочетова в правах на «восьмерку/девятку», а может — постановит, что контракт с ним расторгнут справедливо. Как бы то ни было, администрация с ответом не затянула.  

«На данный момент ситуация обстоит так, — рассказывает перевозчик. — Кроме контракта, есть еще выданные нам — согласно ФЗ-220, — маршрутные карты. По этим картам я ездил, выиграв конкурс. В середине августа — после того, как я подал в суд, — администрация отозвала эти карты официальным письмом, так как уже расторгнут контракт. А расторгнут он был, напомню, еще 29 марта. В конце августа ко мне приехала проверка с УГАДН, и из ГИБДД были проверяющие. Выписали мне несколько штрафов по 5 000 рублей за то, что я езжу без этих карт. Такой вот ответ на мой иск. Обиделись, получается, и дали команду «фас». Отозвав эти карты, администрация фактически поставила меня вне закона. Я оказался в ситуации, выход из которой — прекратить перевозки. Буду работать до ближайшей проверки. Я не собираюсь больше платить штрафы — перекину автобусы на другие маршруты. У нас практически на всех маршрутах не хватает автобусов с водителями. Да, буду отдавать часть прибыли, но по выручке для меня это будет почти равнозначно тому же, что я зарабатываю сейчас на «восьмерке-девятке».

Вот такой расклад. Узнать у администрации, правда ли она в отместку и нарочно подставила Кочетова, сперва лишив его маршрутных карт, а потом напустив на него проверяющих-штрафующих, не удалось. Да что там — узнать, даже спросить не удалось.

«Маршрутные карты — это к управлению дорожной деятельности, у перевозчиков с ним контракты заключены», — говорит директор центра организации и контроля пассажироперевозок.

« К Свахиной Ольге Анатольевне (председатель комитета по транспорту и организации дорожного движения – прим. ред.)?», — уточняю.

«Свахина в отпуске, — отвечает директор центра. — Вам надо к Толокину Александру Анатольевичу. К начальнику отдела организации пассажироперевозок». «Давайте я обойдусь без комментариев», — услышав про маршрутные карты (замечу, про «нарочно» и «подставили» в вопросе ни слова не было) добродушно говорит начальник этого отдела.

«Так и запишем?», — снова уточняю.

«Конечно».

Собственно, к чему все это рассказано. Что там дальше ждет администрацию и Кочетова — дело ясное. Взаимные претензии, судебная тяжба — в общем, продолжение нервотрепки. С одной стороны, к пассажирам вот это все уже никакого отношения иметь не будет. Даже если автобусы 8/9 завтра в полном составе не выйдут на маршрут — ну, поездят несколько дней с пересадками. Потом мэрия все равно кого-нибудь покладистого найдет, попросит, тот согласится и до 1 января за норовистого Кочетова поработает — причем, по той схеме, которая нужна администрации. С другой стороны — не в Кочетове дело. Новый год не за горами, и место «бывшего», как мы помним, забронировано. Занять его готовится Михаил Захаров. Тоже перевозчик с опытом — работает на 13/14 маршруте. Зачем ему сдался еще и маршрут 8/9 с его невыгодной, по словам маршрутчиков, схемой, пусть даже всего за 9 000 рублей, толком и не понять.

Транспортный comeback: как мэрия и перевозчик расстаться не могут 

«Ну, участвовал в торгах я, во-первых, потому что мой 13/14 маршрут в большой части повторяет 8/9. И потом — первое место на аукционе изначально не я занял. Суммы у нас были одинаковые — 9 000 рублей, только другой человек раньше меня ее предложил. Но у него лицензия оказалась «просроченная», она еще в 2015 году закончилась. Вот так, случайно, я стал победителем. Попробуем поработать. Маршрут этот, конечно, невыгоден, все это понимают — потому и цена у него всего 9 000. Вот подумайте: начинается маршрут на Московском тракте для «девятки» и поднимается на Крылова. Кто туда поедет с Московского тракта? Никто. Дальше — кто поедет по «Розочке»? Никто. Первые нормальные остановки начинаются только с ТГАСУ. Все, что до этого, — пусто, пробел. С Подгорной, я думаю, тоже мало народу ездить будет. Если дальше смотреть — из Зеленых Горок люди едут, с Фрунзе — а потом маршрут сворачивает на Московский тракт. Не думаю, что все пассажиры из Зеленых Горок и с Фрунзе мечтают съездить до пивзавода. Это неправильный маршрут. Я, по крайней мере, так думаю. А ведь его бы чуть изменить — и он стал бы хорошим. Выезжал бы с Московского тракта по Ленина через Главпочтамт и шел на Иркутский. Все — на нем интересно было бы работать. Тем же студентам с Московского тракта гораздо чаще нужно ездить на Ленина, а не на Крылова в роддом. Поэтому, конечно, мы будем пытаться изменить эту схему. Если не выйдет, то попробуем ездить по той схеме, которую определила администрация. Но, может, и у нас ничего не получится», — замечает победитель аукциона.

Пока никаких переговоров с администрацией о желаемых переменах будущий перевозчик не ведет. Какие переговоры — контракт еще не заключен.

«Михаил Сергеевич на воду дует, — сначала удивленно (узнал о скепсисе перевозчика, и это оказалось неожиданным), но потом — все увереннее реагирует Петр Максимов. — Никто не знает про эту схему — выгодна она или нет. Тот же Кочетов ни одного дня по ней не работал (судя по январским новостям все же несколько дней работал – прим.ред). Понятно, что первые праздничные дни года — это всегда убыток для перевозчиков, пассажиров нет. Но ни один маршрут не будет сразу приносить прибыль, каждый маршрут надо накатывать. Я в перевозках работаю с 1983 года и всегда говорю: соблюдайте расписание, схему и интервалы движения — только в этом случае можно накатать маршрут и получить прибыль. А потерять пассажиров вы можете быстро».

Правда, касающаяся подсчетов, у каждого всегда своя. Особенно, когда речь в конечном счете идет о деньгах. Ну да — об этом уже говорилось, и администрация на примере с Кочетовым все это уже проходила. Эта песня хороша, начинай сначала?

Ирина Костина