Километровые очереди, тесные коридоры, потные мужики, галдящие мигранты и вредные старушки… Чтобы попасть к врачу, получить паспорт или зарегистрировать машину, нужно пройти девять кругов ада. Или простоять девять часов в очереди. Избавление от этих страданий обещает портал Госуслуг: пара кликов «мышкой» — и вы уже оформили документы, записались к доктору и оплатили штраф ГИБДД. Корреспондент Tomsk.ru — о том, действительно ли портал Госуслуг — это просто, быстро и удобно.

Случилась у меня радость: я вышла замуж! На следующий день после праздника пришло осознание неизбежного: нужно менять паспорт. На дворе осень, я ушла в отпуск, хочется лежать под пледом и выходить только на кухню, чтобы сварить борща новоиспеченному мужу. В общем, возиться с бумажками и много часов стоять в очередях не хотелось совершенно. Внезапно вспомнилось: есть же чудо-портал, способный избавить меня от всех проблем! И паспорт новый получу, и не потрачусь особо, и в очередях толкаться не придется. Так я начала «гуглить» информацию о портале Госуслуг.

Быстро, дешево и без очередей: так ли прост портал Госуслуг? Томск новости

Что обещает портал Госуслуг

Согласно данным из открытых источников, портал государственных услуг Российской Федерации — это единая точка доступа к информационным системам ведомств. Портал помогает получить порядка 200 услуг. В частности, томичам предлагают обменять паспорт и пенсионное удостоверение, получить ИНН и справку об отсутствии судимости, оплатить штрафы и госпошлины. Самые популярные услуги — запись на прием к врачу, регистрация автомобиля, оформление загранпаспорта, получение автоправ, регистрация по месту жительства, поиск работы, разрешение на строительство и запись в школу или детский сад. Портал поможет узнать, есть ли у вас неоплаченные штрафы ГИБДД и судебные или налоговые задолженности. Оплатить их можно здесь же, причем, со скидкой 30 %. Можно проверить свои пенсионные накопления, увидеть записи из медицинской карты и предварительные результаты ЕГЭ.

Чтобы помочь пользователям, портал Госуслуг группирует услуги по категориям, например, «Налоги и финансы», «Образование», «Семья и дети», «Паспорта и визы». Можно включить группировку тех же услуг по органам власти: Пенсионный фонд, Росреестр, Роспотребнадзор, Министерство здравоохранения. Новинка на портале: теперь госуслуги группируются по жизненным ситуациям, например, перечень услуг при выходе на пенсию, создании семьи или утере документов.

Стоит отметить, что получение государственных услуг в электронном виде — это уже следующий этап после многофункционального центра (МФЦ). Отделы МФЦ есть в каждом районе Томска, и они оказывают все те же услуги, обещая помочь гражданам «в режиме одного окна», то есть, томичи могут получить сразу несколько услуг, всего один раз посетив МФЦ. Портал Госуслуг, в свою очередь, работает круглосуточно, и решать вопросы с документами и пошлинами можно и посреди ночи, сидя дома.

Быстро, дешево и без очередей: так ли прост портал Госуслуг? Томск новости

Очереди и технический сбой

Прочитав массу историй о том, как портал Госуслуг облегчает жизнь и избавляет от очередей, я решила зарегистрироваться на портале и выяснить, как он работает. Регистрация начинается стандартно: имя, фамилия, мобильный телефон и/или электронная почта. Далее нужно сообщить порталу как можно больше своих данных: паспорт, загранпаспорт, свидетельство о рождении, ИНН, СНИЛС, полис ОМС, водительское удостоверение.

Однако даже если ввести номера всех этих документов, учетная запись на портале считается неподтвержденной, и не все услуги оказываются доступными. Чтобы доступ был полным, нужно прийти в офис МФЦ с паспортом и удостоверением СНИЛС и подтвердить запись.

Портал сообщил, что подтвердить запись можно в том числе и в отделении Почты России, куда я и направилась. На почте меня ждала — какая неожиданность! — довольно большая очередь. Проведя в ней около получаса, я получила шаблон заявления, куда вписала фразу «я гражданин Российской Федерации» и номер паспорта. Отныне учетная запись считается подтвержденной, и я могу в полной мере пользоваться услугами портала.

На портал Госуслуг я и отправилась за паспортом, который нужно было обменять в связи со сменой фамилии. Выяснилось, что нужно заполнить заявление, к которому прикрепить подходящую по всем параметрам фотографию. За подходящее фото в салоне пришлось заплатить 700 рублей: 500 за бумажную версию, еще 200 — за адаптированную электронную версию специально для портала Госуслуг.

Заявление было заполнено и отправлено, уже на следующий день пришло уведомление о том, что заявление приняли. Еще через день пришло письмо с текстом:

«По вашему заявлению требуется оплата. Произвести ее вы можете на портале с помощью электронной карты, мобильного телефона, электронного кошелька».

Однако при нажатии на кнопку «Оплатить» чуда не случилось: портал выдал сообщение об отсутствии начислений и невозможности оплатить пошлину.

Быстро, дешево и без очередей: так ли прост портал Госуслуг? Томск новости

Выждав сутки, я обратилась в МВД России — именно это ведомство приняло мое заявление о замене паспорта. Написать можно прямо на портале Госуслуг. Я поинтересовалась, как оплатить госпошлину, если мне не выставили счет. Ответ был получен оперативно:

«По данному вопросу Вам необходимо обратиться в тех. поддержку Портала государственных и муниципальных услуг».

Хорошо, обратимся. В красках описав ситуацию, я отправила сообщение в техподдержку, на что получила ответ:

«В настоящее время проводится анализ предоставленных данных с целью определения способов решения возникшей ситуации. В зависимости от сложности запроса срок решения может составить до нескольких дней».

Оставалось ждать, пока проблема решится сама собой. Три дня спустя на почту пришло письмо от МВД России. Ведомство приглашало меня прийти в указанное время в томское отделение для выдачи паспорта, напоминая, что при себе нужно иметь фотографии и… да-да, квитанцию об оплате госпошлины. Особо не рассчитывая на результат, я снова обратилась в службу технической поддержки портала Госуслуг, поинтересовавшись, как все-таки оплатить пошлину. В ответ мне посоветовали обратиться с этим вопросом … в МВД России. Круг замкнулся.

Быстро, дешево и без очередей: так ли прост портал Госуслуг? Томск новости

Что делать дальше — неясно. Решив, что «простой, быстрый и удобный» портал меня порядком утомил, я взяла паузу. Спустя пять дней после приема заявления портал Госуслуг внезапно сообщил о том, что появилась возможность оплатить госпошлину, ведомство выставило мне счет, почему-то датировав его задним числом: числом, когда было принято мое заявление. Словно и не было этих нескольких дней недоуменных метаний.

Оплатив госпошлину онлайн со скидкой 30 %, я пришла в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Томску в указанное время и снова увидела… очередь. Нет, не так. ОЧЕРЕДЬ. Крикливые мигранты, мамы с детьми, разговорчивые старушки, а также девицы, истерично выясняющие, кто из них раньше пришла. Очередь тянулась бесконечно, по крайней мере, хвост ее исчезал где-то за углом в конце коридора. Проведя в ней порядка полутора часов, я наконец-то получила у милейшей сотрудницы отдела новенький паспорт.

Итоги

Итак, портал Госуслуг обещал быстро, качественно и с большой скидкой оказать госуслугу, избавив меня от беготни с бумажками и стояния в очередях. На деле оказалось, что очереди таки остаются, причем, немаленькие, да и эпопея с оплатой госпошлины не порадовала. Плюсы, конечно, были: я спокойно и быстро заполнила заявление, сидя дома на диване, а не на коленке, подпирая спиной грязную стену в отделе миграционной службы. Скидку 30 % мне действительно предоставили: я заплатила 210 рублей вместо 300. Однако не стоит забывать, что я заплатила дополнительные 200 рублей за фото для портала, так что экономии все равно не получилось.

Прокомментировать мою ситуацию я попросила директора Томского областного МФЦ Игоря Култаева. Он отметил, что с подобными трудностями лично не сталкивался, и, вероятно, имел место технический сбой.

«Выставляется счет в течение десяти минут, платить через портал выгодно. Думаю, это был технический сбой. На самом портале есть возможность оставить жалобу на любой орган, если нарушают ваши права в предоставлении госуслуг. Жалобы с портала чуть ли не в первую очередь рассматриваются, так что это очень действенно. Речь идет о том, что кто-то может скомпрометировать госпортал, поэтому к нему очень трепетное внимание со стороны органов. Реагируют быстро, вам придет отчет о принятых мерах», — рассказал Култаев.

По любым вопросам  директор МФЦ посоветовал все-таки обращаться в службу поддержки портала Госуслуг. По его словам, специалисты могут оказать любую помощь вплоть до изменения структуры заявления, которое было некорректно составлено. В сам МФЦ с вопросами идти не нужно, визит будет действенным только в том случае, если вы забыли пароль.

Быстро, дешево и без очередей: так ли прост портал Госуслуг? Томск новости

Как относиться к порталу?

По словам директора Томского областного МФЦ Игоря Култаева, портал Госуслуг не является электронной канцелярией, где «перекладывают бумажки». Любая услуга портала — это либо наделение правами, либо прекращение прав, либо их изменение, например, право собственности, право на льготу или на субсидию.

«Мы реализуем свои законные права, которые нам гарантировала Конституция. Только в МФЦ мы делаем это с личным присутствием, то есть, тратим какое-то время, какие-то ресурсы, а портал Госуслуг — то, что позволит в значительной мере сократить время и не стоять в очередях. Достаточно заполнить только заявление, потому что портал Госуслуг уже подразумевает наличие в «личном кабинете» твоих персональных данных почти по всем направлениям. Чем полнее будет этот «личный кабинет» заполнен информацией, тем больше будет доступ к различным услугам и операциям, вплоть до финансовых, которые можно совершить, не выходя из дома», — сообщил Игорь Култаев.

Он подчеркнул: в том, что портал действительно работает, он неоднократно убеждался лично, когда быстро и без стояния в очередях оформил транспортное средство и загранпаспорт. Все личные данные на портале хорошо защищены, добавил директор томского МФЦ.

«Учитывая, что это государственный портал, для его престижа, работы и безопасности задействованы очень мощные силы, в том числе, ФСБ, айтишной структуры по защите информации. Понятно, что портал не должен быть скомпрометирован. В конце концов, думаю, мы придем к тому, что вообще не будем выдавать друг другу бумажки, потому что бумажка имеет значение только на тот момент, когда она выдана. Например, свидетельство о собственности подтверждает, что ты собственник только на данный момент. Уже через три месяца бумажка это не подтвердит, за три месяца можно провернуть много сделок с жильем. Мы уходим от бумажек, вся  информация о наших правах остается в электронных реестрах», — отметил Култаев.

Многофункциональный центр в Томске дает доступ на портал Госуслуг. Чтобы получить доступ ко всем услугам портала, необходимо лично обратиться к оператору МФЦ с паспортом и удостоверением СНИЛС, на основании которых оператор занесет вас в базу данных. Позже в SMS придет одноразовый пароль, с помощью которого можно будет войти на портал. Восстановить пароль в любой момент тоже можно в любом офисе МФЦ.

Все технические проблемы находятся под контролем и решаются, портал постоянно развивается и совершенствуется, вероятно, скоро у него совсем не останется «багов». Однако полностью от стояния в очередях он не избавляет. По крайней мере, пока.

Екатерина Руденко