Источник фото: пресс-служба ТГУ

Радиофизики ТГУ могут дистанционно определять виды болотных растений

10:00 / 03.11.17

Радиофизики ТГУ совместно с учеными из Института водных и экологических проблем СО РАН изучили диэлектрические характеристики болотных растений. Они выяснили, что вид растительности можно определить на расстоянии — по особенностям строения их надземной части, используя средства дистанционного зондирования Земли.

Радиофизики исследовали диэлектрические характеристики болотной растительности на частотах от 100 МГц до 18 ГГц. Образцы растений — лишайник клядония звездчатая, мох сфагнум, мох дикранум многоножковый — они собрали в Томской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

«Диэлектрическая проницаемость у разных видов растений заметно отличается, — говорит доцент РФФТатьяна Кочеткова. — Так, например, у мха сфагнума наружный слой стеблей состоит из крупных бесцветных водоносных клеток с порами, а дикранум многоножковый имеет мягкие веточки со множеством волосков. От структуры волокон зависит способность поглощать и удерживать влагу, это влияет на диэлектрическую проницаемость и позволяет определить вид растения дистанционно».

Статья об исследовании болотной растительности опубликована в журнале «Известия высших учебных заведений. Физика».

«В последнее десятилетие актуализировались проблемы вырождения растительного покрова планеты, это связано с природными факторами и с постоянным ростом антропогенного воздействия на окружающую среду, — объясняет Татьяна Кочеткова. — Негативные изменения наблюдаются и у Васюганских болот. Эти болота являются одним из крупнейших хранилищ пресной воды на планете, содержат значительные запасы торфа и противодействуют парниковому эффекту, связывая углерод. Следовательно, они влияют на экологическую обстановку региона».

Поскольку Васюганские болота занимают площадь около 53 000 квадратных километров, для оценки их экологического состояния намного удобнее использовать методы дистанционного зондирования. В частности, проверять степень деградации или количественное соотношение видов болотной растительности можно будет при помощи спутников или беспилотников.

Исследование изменений климата является одной из ведущих тем Томского государственного университета. Вуз входит в несколько международных научных коллабораций, занимающихся этой тематикой. Кроме того, в ТГУ создан САЕ TSSW: Сибирский институт будущего – исследовательский центр, специализирующийся на изучении Сибири: климата, ландшафта, биоразнообразия, истории, культурного, научного и инновационного потенциала.