Источник фото: пресс-служба ТГУ
Интересное

Третья роль университета: как ТГУ работает со студентами

21:00 / 23.11.17
5777
Мы в социальных сетях:

В этом году ТГУ занял одну из лидирующих позиций в программе повышения конкурентоспособности «5-100», наряду с московскими, санкт-петербургскими вузами и новосибирским НГУ. По словам ректора томского вуза Эдуарда Галажинского, в своем развитии ТГУ уделяет основное внимание талантливым студентам и их всестороннему развитию, а чтобы студенты определили, какое направление им наиболее интересно, университет предоставляет огромный спектр образовательных программ и творческих объединений.  Проректор по социальным вопросам ТГУ Сергей Кулижский рассказал корреспонденту Tomsk.ru о том, как университет помогает своим студентам не ошибиться в будущей профессии и сделать правильный выбор.

— Какие роли осуществляет университет?

У любого университета существует три основных базовых процесса или роли: развитие науки, обеспечение студентов высоким уровнем образования и воспитание. Деятельность университета оказывает влияние на общество, бизнес и власть, что как раз и является третьей ролью.

— И как образовательное учреждение может на все это повлиять?

—Университет способен влиять, выстраивая те или иные схемы сотрудничества, например, с властью, или разрабатывать востребованные технологические разработки.

— А, конкретно, с помощью каких механизмов это удается делать?

Сегодня ТГУ имеет свое представительство в городской и областной думах, во многих экспертных комиссиях и группах различного уровня. Таким образом, при решении каких-то важных вопросов учитывается и мнение университета через экспертное сообщество.

— Как ТГУ влияет на бизнес?

— Многие научные разработки университета находят свое решение в виде технологий и процессов, которые востребованы бизнесом и за счет этого он может эффективнее развиваться. Примеры могут быть как масштабные: от продажи лицензии на производство детекторов стоимостью более сотни миллионов рублей, так и до сотрудничества ботанического сада ТГУ с томской компанией по производству энергетических напитков из натурального растительного сырья. Это демонстрирует роль университета в различных технологических вопросах.

— А как университету удается влиять на общество?

Изначально университет имел перед собой цель не только получать и давать новые знания, но и просвещать, то есть нести культуру в массы (в широком понимании). Это делается за счет профессиональных групп, так и различных любительских творческих объединений. Некоторые из них просто поражают своей жизнестойкостью, например, хоровая капелла ТГУ существует уже около 60 лет, или небезызвестный джазовый оркестр «ТГУ-62» — 55 лет и многие другие. Историческим фактором является и то, что первый ректор Императорского университета — Гезехус хорошо играл на скрипке, и у него даже был коллектив единомышленников, которые занимались музыкой помимо основной работы.

— Кто включается в общественную работу вуза?

Для реализации третьей роли, университет целенаправленно придерживается принципа избыточности предоставляемых возможностей для самореализации (творческой, спортивной, общественной и др.), особенно в отношении студентов и сотрудников, которые хотят попробовать себя не только в профессиональной сфере, которую они выбрали.

— Чем это полезно для общества?

Когда студент принимает участие не только в учебной деятельности, у него развиваются и дополнительные навыки. Работодатель оценит, если его потенциальный сотрудник сообщит, например, что он организовывал снежные вахты по уборке снега или три сезона работал проводником в стройотряде «Голубая стрела». Это значит, что человек умеет грамотно организовывать работу и находить подход к людям. Это и есть одна из составных частей третье роли университета: студенты получают возможность попробовать свои силы в разных сферах жизни, и определиться с будущей профессией.

— Какую пользу эта роль приносит самому университету?

С помощью развития сферы влияния университета повышается и его конкурентоспособность через узнаваемость, доверие партнеров, привлечение талантливых абитуриентов и выпускников. Одним из примеров в развитии является открытость университета. Например, проект, который так и называется: «Открытый университет», в работе которого могут принять участие любой желающий и бесплатно прослушать курс лекций, посвященных различным аспектами – от вопросов галактики до комнатного цветоводства.