Томский политехнический университет совместно с СибГМУ организовали первую совместную медико-инженерную школу «Применение информационных технологий в медицине», которая проходит в Томске с 24 по 25 ноября. В рамках такой школы эксперты двух университетов расскажут о своих исследованиях и разработках и обсудят дальнейшие совместные проекты. 

Формат работы медико-инженерной школы разделен на два дня. В первый день, 24 ноября, на базе политехнического университета эксперты ТПУ и СибГМУ обсудили крупные научно-исследовательские проекты в области разработки медицинских технологий, чтобы потом сформировать междисциплинарные команды, которые будут разрабатывать новые медицинские технологии. 

Во второй день, 25 ноября, на медико-инженерной школе эксперты расскажут студентам и молодым ученым о том, как разработать собственные проект и внедрить его по нескольким направлениям: VR и AR в медицине, робототехника, мобильная медицина и интеллектуальные гаджеты. 

Как сообщил заместитель проректора по научной работе и инновациям ТПУ Роман Оствальд, ТПУ и СибГМУ уже сотрудничали друг с другом, создавая совместные сетевые программы, и проекты в области фармакологии и ядерной медицины. 

«Между тем, этим коллективам было бы полезно поработать вместе, обменяться компетенциями. Пообщавшись с коллегами, мы пришли к решению, что не нужно останавливаться на достигнутом, имеет смысл развивать сотрудничество и в других направлениях. В частности, это IT-технологии, биохимические технологии и материаловедение в медицине», — прокомментировал Оствальд. 

По словам начальника научного управления СибГМУ Евгений Куликов, несмотря на то, что информационные технологии вызывают большой интерес у венчурных фондов, и внимание СМИ также привлечено к развитию IT в медицине, этот рынок пока еще никем не занят. 

«Например, сейчас медицинских технологий удаленного мониторинга или телемедицины не существует вообще. Поэтому у нас есть все возможности для того, чтобы объединить усилия при проектировании этой системы с инженерной и медицинской точки зрения, разработать продукт и выпустить его на рынок», — прокомментировал Куликов. 

В первый день работы медико-инженерной школы выступили несколько экспертов, которые рассказали о своих исследованиях. Например, участница медико-инженерной школы научный сотрудник лаборатории дизайна медицинских изделий ТПУ Ольга Гергет рассказала о работе лаборатории. 

«Мы работаем в двух направлениях первое — это визуализация изображений и обработка информации, и второе — разработка роботизированной платформы. Например, в человеческое сердце нужно установить катетер. Тогда наши эксперты визуализируют анатомическую структуру сердца, смотрят на экране, как безопаснее можно разместить в орган катетер и проводят 3D реконструкцию — этим занимаются ученые первой группы. Вторая группа работает над роботизированным устройством. Однако, разработать собственное такое устройство очень сложно, поэтому за основу мы берем уже существующую роботизированную платформу Sensei. Это устройство во время операции

помогает врачу и с филигранной точностью перемещает катетеры в области сердца», — сообщила Ольга Гергет. 

Также о разработке роботизированных комплексов медицинского назначения рассказал и завкафедрой медицинской и биологической кибернетики СибГМУ Константин Бразовский. 

По его словам, чтобы создать «медицинского» автономного робота, необходимо учесть три основные проблемы при его разработке: точность распознавания команд, снижение латентности и получение обратной связи. 

Кроме того, на медико-инженерной школе в роли консультанта выступил начальник отдела научно-технических программ ТПУ Денис Куртенков, который рассказал о том, как можно профинансировать новый проект. 

«При разработке новых исследований нужны не только «острые» умы, но и деньги. Наша главная задача — привлечение финансирования за счет различных конкурсов, программ и грантов. По данным прошлого года, 60 % финансирования проектов осуществляют хозяйственные договоры между предприятиями реального сектора экономики и университетом, 40 % денег ученые получают за счет грантов и программ. В 2016 году с помощью выигранных грантов политехнический университет получил 557 миллионов рублей. А при высоком финансировании ученые могут разрабатывать все более серьезные проекты и привлекать к ним больше участников», — сообщил Куртенков. 

Как отметили организаторы медико-инженерной школы, в дальнейшем такие школы будут работать и по другим направлениям: химия и биомедицинские технологии и медицинское материаловедение. Ученые, разработавшие совместные перспективные проекты смогут организовать исследования на базе коворкинг-центра СибГМУ. Кроме того, участники наиболее успешных проектов могут стать резидентами сетевого медицинского IT-парка СибГМУ и Бизнес-инкубатора ТПУ.