Источник фото: пресс-служба ТГУ
Интересное

Жан-Поль Ларсон: «Бизнес-проекты могут вырастать из вузовской среды»

20:00 / 28.11.17
4225
Мы в социальных сетях:

Почетный профессор Высшей коммерческой школы Парижа Жан-Поль Ларсон, член попечительского Совета Института экономики и менеджмента ТГУ выступил с открытой лекцией об управлении транснациональными проектами Китая в Центральной, Восточной Европе и в России. Он рассказал о международной инициативе «Один пояс — один путь», направленной на развитие экономических связей между более чем 60 странами мира, а также о том, что академическая среда может стать центром генерации глобальных бизнес-инициатив.

Жан-Поль Ларсон: «Бизнес-проекты могут вырастать из вузовской среды»

 — «Один пояс — один путь» предполагает совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных, а также экономических коридоров, связывающих более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки с Китаем. Она включает два проекта: «Морской шелковый путь 21 века» и «Экономический пояс Шелкового пути» и предполагает полную интеграцию Китая в мировую промышленность.

Интересы Китая за рубежом – это, прежде всего, природные ресурсы, новые рынки, дистрибьюторские сети и технологические активы. Бизнес Поднебесной следует ускоренному пути интернационализации, развивая свое международное присутствие через проекты Greenfield, слияния и поглощения, создание совместных предприятий, — сообщил Ларсон.

«Один пояс — один путь» был заявлен президентом КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Для его реализации было предложено пять необходимых мер: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, либерализация торговли, свободное передвижение капитала и укрепление взаимопонимания между народами. На территории мегапроекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, а предположительный экономический масштаб — 21 триллион долларов США.

Как морские, так и наземные маршруты Нового Шелкового пути встречаются с Европой в Прибалтике. Морской маршрут входит в Европу через Средиземное море до самых крупных европейских морских портов Северного моря и Балтийского моря до Санкт-Петербурга. Наземный маршрут, начинающийся от Западного Китая, пересекает Среднюю Азию, Россию и Белоруссию до берегов Балтийского моря.

Почему Китай смотрит на запад? Потому что его успех зависит от того, насколько активно выстраивается торговля с европейскими партнерами. Для развития сотрудничества нужно укрепить связи с точки зрения транспортной логистики, законодательных актов, управленческих решений. Сегодня инвестиции Китая в Европе стремительно растут, — отмечает профессор.

Казахстан — экономический хаб и ядро евразийского транспортного коридора. Через него можно быстро добраться в Европу. Китайские ключевые проекты в Казахстане включают нефтегазовый сектор и развитие логистических центров, таких как Хоргосский шлюз. Также предприниматели могут транспортировать свою продукцию в Японию и Корею. Таким образом китайский проект позволяет развивать инфраструктуру Казахстана и установить сотрудничество сразу с несколькими территориями.

 — Я не хочу сказать, что в Казахстане все предприниматели довольны этой инициативой, — поясняет Ларсон. — Но если ваш партнер финансирует 50 % новой инфраструктуры, вы, безусловно, относитесь к этому позитивно.

К крупным китайско-российским проектам относятся газопровод «Сила Сибири», Ямальский газовый проект, потенциальное сотрудничество в рамках строительства нового глубоководного порта под Архангельском, строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали из Пекина в Москву (ВСМ «Евразия») через Казахстан. Предполагается, что маршрут увеличит мобильность населения и даст толчок созданию крупных агломераций, новых рабочих мест вдоль магистрали. При этом путь между Москвой и Пекином займет двое суток, доехать из Алма-Аты до Москвы можно будет менее чем за сутки.

 — Минтранс России разработал стратегию реализации проекта. Это совершенно новая железнодорожная линия, ее появление может способствовать тому, что Транссибирская магистраль станет более гибкой с точки зрения ее использования, — отмечает эксперт.

В целях финансирования проектов концепции «Один пояс — один путь» в 2014 году в Китае были созданы два новых финансовых института: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути.

— Этот проект настолько крупный финансово и политически, что нельзя не обратить на него внимание, это конкурент Всемирному банку, — уверен Ларсон. — Управление такими проектами — уникальная работа, это могут быть целые администрации, фактически они разбивают лед и устанавливают связь между разными регионами, отраслями. У людей, которые будут во главе проекта, должны быть соответствующие компетенции. Необходимо уметь находить компромиссы, устанавливать баланс. Это очень важно.

Резюмируя, Жан-Поль Ларсон привел цитату, раскрывающую суть позиции Китая: «мы убираем пространственные и межгосударственные барьеры, сокращая расходы, которые вызваны изоляцией».

— Нет ли у вас ощущения, что основная цель Китая — развитие его самого, а Россия и Евразия — только территория для реализации проекта? — поинтересовались из зала.

— Глобализации Китая нет равных, она уникальна. Эта страна всегда считала себя центром вселенной, там давно сформировался менталитет, который сделал китайскую нацию стремящейся достигать своих целей. Шелковый путь — один из примеров. Что касается России — я знаю минимум пять китайских проектов, к которым российское правительство проявило интерес. Россия очень прагматична в своем выборе. Кооперация на уровне технологий дает ей много возможностей, и если Россия будет говорить «нет», этим могут воспользоваться другие страны.

Второй вопрос аудитории касался возможного развития образовательных проектов на территории Шелкового пути.

— Это очень деликатный вопрос, но одно могу сказать — у вас есть все возможности для работы с Китаем. Я знаю, что сейчас такие связи налаживаются, существуют центры сотрудничества. Сложно взяться за такую инициативу, но это по силам каждому. Но не ждите, когда придет решение из Москвы, надо строить личные связи, вести поиск партнеров. Когда я вижу мощь вашего университета, и предполагаю мощь проекта, представляемого на инвестирование, я понимаю, какая польза от его реализации может быть для Китая и вашей страны. Россия очень сильная держава, но немного стеснительная в таких вещах, надо быть более напористой, заявлять о себе. Не так много российских компаний ищут возможности сотрудничества с иностранными, а это — огромный потенциал для развития. Очень важно, чтобы такие проекты начинались на уровне академической среды, а потом выходили на более высокий уровень правительства.

 

P.S. Подробнее с проблематикой лекции можно ознакомиться в книге Ларсона, которая вышла в 2017 году: THE NEW SILK ROAD: CHINA MEETS EUROPE IN THE BALTIC SEA REGION (A Business Perspective, Edited by Jean-Paul Larçon). Книга доступна в библиотеке Института экономики и менеджмента ТГУ (ул. Набережная реки Ушайки, 12) с автографом автора.