Источник фото: пресс-служба ТГУ
Интересное

3D-фиксации и визуализации в археологии

18:00 / 10.12.17
4498
Мы в социальных сетях:
Уже три года в Томском государственном университете  преподается  новый курс  «Современные возможности 3D-фиксации и визуализации в археологии», разработанный  Ольгой Зайцевой, кандидатом исторических наук, заведующей лабораторией междисциплинарных археологических исследований «Артефакт». Программа была разработана на средства гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина, полученного в 2014/2015 учебном году. 

3D-фиксации и визуализации в археологииПомощь в обсуждении концепции и программы курса оказали все сотрудники лаборатории «Артефакт», а также часть профессорско-преподавательского состава кафедры археологии и исторического краеведения исторического факультета. Важным партнером проекта стал Музей археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского, в котором проходит музейный практикум.

– Ольга Викторовна, чем была вызвана необходимость создания нового курса по археологии? В чем его инновационность?

– Археология, как и всё в окружающем нас мире, становится всё более и более высокотехнологичной. То, что ещё вчера казалось совершенно фантастическим – возможность создания точнейших трехмерных копий объектов, открываемых в ходе археологических раскопок, стало реальностью. 3D-визуализации памятников древности, проекты с использованием технологии дополненной реальности делают возможным виртуальные путешествия во времени и пространстве.  Создание нового курса  «Современные  возможности 3D-фиксации и визуализации в археологии» позволило нашим студентам  оказаться в авангарде внедрения  новых  технологий, что, несомненно, повлияло на  их  востребованность  на  рынке труда.

3D-фиксации и визуализации в археологии

– Как вы оцениваете результаты внедрения курса в образовательный процесс? Работает ли он сейчас? Насколько востребован  у магистрантов?

– Курс в 2017/18 учебном году преподается уже третий год. На деньги гранта было оперативно закуплено необходимое оборудование и программное обеспечение. Буквально каждый год нужно вносить изменения в содержание курса, так как технологии не стоят на месте, и здесь мы действительно идем в ногу с лучшими практиками европейского образования. Курс для гуманитариев очень непростой в освоении, но, тем не менее, его выбирают самые заинтересованные студенты. Кроме археологов на него ходят и студенты, обучающиеся по направлению «социальная антропология». Главный критерий эффективности курса – способность магистрантов по его окончании создавать трехмерные модели археологических объектов и артефактов. Итоговая форма отчетности – защита собственных проектов, включающая презентацию двух самостоятельно созданных моделей: археологического музейного артефакта и археологического объекта, зафиксированного в момент обнаружения (погребения, архитектурные сооружения, археологизированные  жилища и т.д.).

– Изменилось ли что-то в вашей профессиональной жизни после работы с Фондом Потанина?

– Очень интересным опытом было участие в Школе Фонда. В проектной команде я была единственным преподавателем среди студентов разных факультетов и вузов. Это позволило мне увидеть проблемы российского образования глазами студентов, причем самых мотивированных. Эта обратная связь очень помогла мне в дальнейшем при создании новых курсов и пересмотре старых программ.