Помощь в обсуждении концепции и программы курса оказали все сотрудники лаборатории «Артефакт», а также часть профессорско-преподавательского состава кафедры археологии и исторического краеведения исторического факультета. Важным партнером проекта стал Музей археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского, в котором проходит музейный практикум.
– Ольга Викторовна, чем была вызвана необходимость создания нового курса по археологии? В чем его инновационность?
– Археология, как и всё в окружающем нас мире, становится всё более и более высокотехнологичной. То, что ещё вчера казалось совершенно фантастическим – возможность создания точнейших трехмерных копий объектов, открываемых в ходе археологических раскопок, стало реальностью. 3D-визуализации памятников древности, проекты с использованием технологии дополненной реальности делают возможным виртуальные путешествия во времени и пространстве. Создание нового курса «Современные возможности 3D-фиксации и визуализации в археологии» позволило нашим студентам оказаться в авангарде внедрения новых технологий, что, несомненно, повлияло на их востребованность на рынке труда.
– Как вы оцениваете результаты внедрения курса в образовательный процесс? Работает ли он сейчас? Насколько востребован у магистрантов?
– Курс в 2017/18 учебном году преподается уже третий год. На деньги гранта было оперативно закуплено необходимое оборудование и программное обеспечение. Буквально каждый год нужно вносить изменения в содержание курса, так как технологии не стоят на месте, и здесь мы действительно идем в ногу с лучшими практиками европейского образования. Курс для гуманитариев очень непростой в освоении, но, тем не менее, его выбирают самые заинтересованные студенты. Кроме археологов на него ходят и студенты, обучающиеся по направлению «социальная антропология». Главный критерий эффективности курса – способность магистрантов по его окончании создавать трехмерные модели археологических объектов и артефактов. Итоговая форма отчетности – защита собственных проектов, включающая презентацию двух самостоятельно созданных моделей: археологического музейного артефакта и археологического объекта, зафиксированного в момент обнаружения (погребения, архитектурные сооружения, археологизированные жилища и т.д.).
– Изменилось ли что-то в вашей профессиональной жизни после работы с Фондом Потанина?
– Очень интересным опытом было участие в Школе Фонда. В проектной команде я была единственным преподавателем среди студентов разных факультетов и вузов. Это позволило мне увидеть проблемы российского образования глазами студентов, причем самых мотивированных. Эта обратная связь очень помогла мне в дальнейшем при создании новых курсов и пересмотре старых программ.