О том, что к получению профессии ребенка надо готовить задолго до поступления в вуз, все чаще говорят и социологи, и педагоги, и чиновники. Нередко мы слышим и слово «тьютор», но, увы, до сих пор у многих родителей оно вызывает недоумение. Между тем, в Томске уже 26 лет успешно развивается институт тьюторства. На базе ТГУ, где создана своя тьюторская служба, эта работа ведется и со школьниками, и с первокурсниками. Не забывают там и о родителях. Что это дает, рассказала для Tomsk.ru директор Института инноваций в образовании ТГУ Елена Суханова.
Кто такой тьютор, если объяснить коротко?
Это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу учащегося.
Поясните на примере тьюторской службы, организованной в ТГУ, — как она возникла и чем занимается.
Группа единомышленников, которая стала заниматься проблематикой тьюторства, образовалась в Томске 26 лет назад. Постепенно к ней присоединились еще 40 регионов, и была создана межрегиональная тьюторская ассоциация. Вместе мы стали внедрять в России систему образовательного наставничества. Внутри ТГУ необходимость введения института тьюторства начали обсуждать в последние два года. Эта задача у нас появилась, когда мы в образовательную модель университета заложили индивидуализацию как принцип.
Кто стал вашей аудиторией?
Сначала мы начали работать со школами. Тьюторы помогают ученикам проявить свой заказ к университету, выстраивают навигацию по образовательным ресурсам вуза, проводят образовательные игры, в процессе которых школьники самоопределяются. Эксперимент оказался удачным, и возникла идея эту тему расширять. У нас много первокурсников с хорошим образовательным опытом и ориентированных на активную работу.
В чем же проблема?
В том, что они, поступив в университет и попав в общий поток, становятся, как все. В результате даже у самых заинтересованных ребят очень быстро интерес пропадает. Поэтому теперь тьюторское сопровождение получат не только талантливые школьники, но и студенты.
Теперь, пожалуйста, поподробнее. Давайте начнем со школ. Сколько из них в Томске сотрудничают с вашим институтом, и как налаживаются эти контакты?
Предложение исходило от нас, и последние два года у нас идет интересный эксперимент со школами – создание метапредметных совместных образовательных программ для старшеклассников. Из 67-ми школ Томска с нами сотрудничают 58. Но школы, конечно, очень разные. Есть и такие, которые не выходят с нами на контакт.
Почему, и преодолевается ли как-то эта проблема?
Этот вопрос мы обсуждали недавно с городским департаментом образования, и там разделяют нашу позицию: глупо не пользоваться предложениями, которые есть сейчас у вузов для школьников. Тем более что практически все они бесплатные. Я думаю, проблема исходит от того, что у школ долгое время не было продуктивного сетевого взаимодействия с вузами. Но ситуация уже меняется: сейчас у нас от школ, которые активно включились в эту работу, отбоя нет.
Что делать родителям, если школа пока не взаимодействует с тьюторами, а хочется, чтобы у ребенка была такая возможность?
Можно и самостоятельно наладить этот контакт, позвонив в тьюторскую службу по телефону 529-873 и договориться о встрече. Тьютор поговорит с вашим ребенком, узнает, чего он хочет, какие ставит задачи, и подскажет нужное направление.
А студентам тьюторы в чем помогают?
В октябре прошли встречи тьюторов с нашими талантливыми первокурсниками. Обсуждалось, что они ожидали от вуза, что увидели, как видят свои возможности в университете, и так далее. Для ребят было очень ценным то, что с ними начали разговаривать не про предмет и профессию, а про них самих. К тому же, они увидели ресурсы университета. На первом курсе студенты еще мало что о них знают. После такого общения они сказали: теперь мы поняли, что можем «встраиваться» и туда, и туда. Ну, а с ребятами, которые готовы к индивидуальному учебному плану, наши тьюторы продолжат работать и будут договариваться с факультетскими командами.
Еще один проект вашего института – «Родительский лекторий». В чем его суть?
Проекту этому полтора года. Идея в том, чтобы родители могли прийти в университет посоветоваться. Эта тема присутствует в программе развития университета, принятой в 2013 году. Там есть раздел, который называется «Третья роль университета». Две первые роли – это наука и образование, а третья – социальное влияние. В рамках проекта «Университет – родителям» раз в месяц в конференц-зале нашего главного корпуса собираются все желающие и в интерактивном режиме общаются с лекторами.
Видимый результат от тьюторской работы в ТГУ уже есть?
Поскольку я эту практику наблюдаю в течение многих лет, я знаю, что все это однозначно имеет результативность, просто не сразу считывается результат, у него есть отсроченный эффект. Но уже сейчас мы видим, что тьюторская работа приводит к нам более заинтересованных, мотивированных и целеустремленных ребят.