Культура и искусство – неотъемлемая часть жизни любого сообщества, а значит – и любого вуза. В ТГУ важную роль в создании творческой среды играет Институт искусств и культуры. Кроме того, институт участвует в культурной жизни всего Томска. Какие мероприятия в уходящем году студенты и преподаватели института подарили городу; что такое Art and science; и не пренебрегают ли изящными искусствами те, кто учится на других факультетах – об этом в интервью с исполняющим обязанности директора института искусств и культуры ТГУ Дмитрием Галкиным.

Сколько в вашем институте сотрудников и есть ли среди них те, кто работает не только в стенах вуза, но и непосредственно на сцене?

У нас большой коллектив. Около 170 человек, включая преподавателей и вспомогательный персонал. Конечно, чтобы обеспечить учебный процесс, нужны совместители. Например, у нас работают привлеченные специалисты из томской филармонии и даже из новосибирской консерватории. Проводят лекции и мастер-классы ведущие российские и зарубежные дизайнеры.

А студентов при этом сколько? И какие направления среди них особенно популярны?

Всего студентов 330 человек. Наибольший интерес у абитуриентов сейчас к дизайну, визуальным искусствам, культурологии – там конкурс стабильный или даже повышается из года в год. В последние годы все больше интереса к музеологии. Вот музыкантам иногда посложнее – высокие входные требования. Нужно уже иметь хорошую подготовку, чтобы сюда поступить. Зато уровень обучения в итоге очень достойный.

С участием ваших студентов в Томске проходит много мероприятий. Расскажите про самые яркие в этом году.

Сейчас, например, с 6 по 28 декабря, проходит музыкальный благотворительный фестиваль «Декабрьские вечера». Это событие общегородское и зрителей в актовом зале ТГУ собирается немало. А на фестивале кино стран Европейского Союза, который мы на прошлой неделе проводили вместе с администрацией Томской области, вообще был аншлаг. Культурологи молодцы в этом году. Сделали очень заметный проект “Love yourself” – по-русски «Люби себя». Это фотовыставка, которая была размещена в пространстве «Высоко» и переезжает в ТГУ. Ее составили портретные фотографии людей в их естественном облике. Не менее интересной получилась очень творческая экспозиция в «Аэлите». Довольно драматичная инсталляция о современных социальных проблемах под названием «Замкнутый коридор». Ее можно увидеть там до 22 декабря.

Что она из себя представляет?

Это инсталляция, размещенная в подвальном помещении, в замкнутом пространстве. То есть буквально замкнутый коридор. Она посвящена теме социальных обстоятельств и переживаний, которые гнетут городских жителей. Внутренняя драма получает внешнее выражение. Здесь заметна близкая тематика с третьим ярким проектом наших студентов. Он называется «Геометрия души». Одна из трех его частей – премьерная выставка молодой художницы и нашей студентки Яны Анфилофьевой. В ее работах – геометрическое прочтение внутренних переживаний по поводу того, как ты двигаешься, как осознаешь себя, какова твоя траектория существования… Ну, и конечно, еще одна наша перспективная вещь – это развитие исследований и выставочных проектов в области Art and Science.

Вот о нем, пожалуйста, поподробнее.

Art and Science – это пересечение искусства, науки и технологий. Одну такую выставку, где представлены робототехнические объекты, видео, концептуальные материалы, инсталляции, мультимедийные возможности в искусстве и так далее, мы провели на недавно открывшейся площадке «Точка кипения». Следующую хотим сделать в университете в 140-летию.

Кто же придумал объединить в одном проекте физиков и лириков?

Это давняя история. Если мы возьмем Эпоху Возрождения, тот же Леонардо да Винчи был в одном лице художником, инженером и исследователем. Представление о том, что наука и искусство – это параллельные миры, достаточно наивно. Они всегда были тесно связаны. Даже в балете, где, вроде бы, сложно говорить об Art and Science, экспериментальная хореография начала 20-го века и ее механика, связанная с Мейерхольдом и Шлеммером, – это уже достаточно серьезные способы обращения к научно-инженерным достижениям и их перенесению на пластику, хореографию. Или возьмем начало развития кибернетики в 1960-70 годах. Она очень сильно повлияла на художников, фотографов и режиссеров, ориентированных на эксперименты. Они увидели, что алгоритмический механизм построения образов может стать инструментом определенного абстрактного живописного конструирования. Я уж не говорю о музыкантах, которые ухватились за кибернетику и компьютерные технологии и стали экспериментировать со звуком.

«Технари» не осмеивают вас, людей культуры, за Art and Science, говоря, что вы ничего не смыслите в точных науках?

Такое иногда случается. Но когда это происходит, на деле нередко оказывается, что эти люди знают о науке, которой занимаются, меньше, чем авторы созданных произведений. Вообще, я бы сказал, что Art and Science - это современный аналог авангарда, связанный с передовыми научными идеями в области биологии, нанотехнологий, робототехники, искусственного интеллекта. Есть даже «молекулярное искусство». При этом некоторые вещи, которые сейчас делают художники, обращаясь к современным технологиям, на десятки лет опережают то, что потом будут делать инженеры. Авангард – это всегда предвосхищение того, что будет дальше.

Все структурные подразделения ТГУ уделяют немало внимания сотрудничеству с другими регионами и странами. У вашего института есть такие партнеры?

Да. В разной степени и по разным направлениям это, например, Государственный центр современного искусства, санкт-петербургские вузы, Новосибирск, Австрия, Западная Австралия, Франция.

Ну, и студенты у вас, наверное, не только из Томска и Томской области?

Конечно. Примерно половина наших студентов приехали из других регионов или стран.

А есть ли взаимодействие у Института искусств и культуры со студентами других факультетов?

Разумеется. Например, музыканты открыли платные дополнительные программы по вокалу и фортепиано. Неважно, на каком факультете ты учишься – ты можешь прийти туда. Интерес к нам очень большой и это совпадает с политикой университета. Суть ее в том, что вуз готовит не просто профессионалов, а трансфессионалов, то есть людей, обладающих универсальными компетенциями, востребованными в разных сферах. А творчество – один из главных трансфессиональных навыков для человека. Вообще, осознание места творчества в жизни человека сейчас переживает новый этап. А Институт искусств и  культуры развивается как центр творческих компетенций ТГУ и открыт для томичей.