Источник фото: Алена Шафер
Интересное

Французский режиссер рассказал, почему решил снимать кино в Томске

21:00 / 25.05.18
4269
Мы в социальных сетях:

На этой неделе в Томске работал французский режиссер Джереми Фошу. В Сибирь его привела история создательницы «батальонов смерти» Марии Бочкаревой. В эксклюзивном интервью порталу Tomsk.ru Джереми рассказал, почему судьба первой русской женщины-офицера будет очень интересна и французскому зрителю.

Джереми, телеканал «Тоute l’histoire» («Вся история»), на котором вы работаете, специализируется на съемках истории Франции, а здесь– тема Россия… Почему? И с чего лично для вас началась история Марии Бочкаревой?

— Первым на роман «Яшка» Дона Левина о Марии Бочкаревой наткнулся наш продюсер. Он же предложил и мне прочитать об этой женщине. До настоящего времени книга Левина фактически считалась официальной информацией о русской Жанне Д`арк. Мы нашли историю интересной и решились на проект. От момента прочтения книги и до начала командировки  в Сибирь прошло примерно полтора года.

— Консультантом фильма стала сотрудница Томского краеведческого музея Алена Шафер. Вместе с ней вы в частности пытались разобраться, почему не все факты, изложенные в книге Левина, оказались достоверны. И почему личность Бочкаревой приукрашена? К какому выводу в итоге пришли? Ошибки случайны? Или они были сделаны осознанно с целью идеализации героини?

— Да… Мы много общались с Аленой. Я записал с ней большое интервью. Причем, происходило это в очень интересном месте — в настоящей камере бывшей Следственной тюрьмы НКВД, а ныне — в томском музее. Мы действительно совместно пытались ответить на вопросы о достоверности изложенных фактов и дат. В итоге пришли к выводу, что неточности могут быть связаны с двумя вещами. Во-первых, Мария, скорее всего, сама хотела романтизировать собственную биографию и, можно сказать, немного досочиняла ее. А во-вторых, сам Левин сознательно допустил некоторые ошибки, чтобы сделать свою книгу более яркой и читабельной. В итоге красивое литературное описание жизни Бочкаревой, придуманное автором, многие историки очень долго принимали за единственно достоверную биографию и опирались только на нее. Я же, начав с книги Левина, сейчас пытаюсь узнать, по какому пути исследования жизни этого исторического персонажа, шли другие историки. Например, кандидат исторических наук Сергей Дроков или сама Алена Шафер, ставшая режиссером спектакля «Яшка», рассказывающего о жизни Марии Леонтьевны.

Впрочем, сделать окончательные выводы и доподлинно узнать, какие факты биографии этой женщины были изложены неточно или вообще искажены, можно будет только в конце работы, в том числе после общения с многочисленными историками, антропологами и социологами. Хотя самое главным для меня было и остается передать в фильме дух самой Марии, которая была очень яркой женщиной.

— Насколько история о русской создательнице женского батальона смерти будет интересна современному французскому зрителю?

— Нет разницы, какой зритель и в какой стране он живет. Здесь есть очень интересная история, и людям все равно, где она происходила: в США, в Австралии или в России… А еще мне важно посмотреть, как одна маленькая личность в истории может рассказать о событиях целой страны и даже целого мира. Такой вот маленький человек в большой истории!

— А насколько французы вообще интересуются русской историей? И если интересуются, то, каким периодом времени?

— У нас есть определенная публика, которая интересуется современной российской историей. Ну, и, конечно, французы прекрасно знают таких классиков русской литературы, как Пушкин, Достоевский, Толстой… Точно также, например, как русские знают фамилию и творчество Александра Дюма. Но, еще раз повторюсь, если история интересна, то без разницы, в какой стране и в какое время она происходила.

— Во время командировки в Сибирь вы пытались найти ответ на вопрос, что сподвигло простую жительницу российской глубинки пойти на войну?

— Я задавался вопросом, насколько это вообще было характерно для того времени и для России в частности. И был ли этот феномен в другим странах. В Томске я хотел проанализировать социальный контекст, который заставил Марию отправить прошение Императору и пойти на войну… Пока до конца ответить на свой же вопрос не могу. Работа продолжается.

— Съемки вашего фильма в том числе проходили в селе Ново-Кусково Асиновского района. Про такие места принято говорить, что время там остановилось. Хоть сейчас снимай фильмы о начале ХХ века или о конце ХIХ… Все та же природа, все те же дороги… Вас что-то удивило в российской глубинке?

— Мне понравились тамошние люди, которые были очень гостеприимные, тепло принимали нас, интересовались, чем могут помочь. Пейзажи, кстати, тоже понравились. А насчет того, что время в глубинке остановилось, так это может быть в любой стране. И во Франции, если живешь в сельской местности в старом доме, можно увидеть то же самое. Как будто сразу во времени проваливаешься.

— Образ Марии Бочкаревой в Томске исполнила депутат Законодательной Думы Томской области Галина Немцева. Однако, она не является профессиональной актрисой. Как вам с ней работалось? Давали профессиональные советы?

— Когда я снимал фильм, то сознательно не хотел реконструировать ту историю, которая была в реальности. Поэтому Галина – не актриса, сыгравшая Бочкареву, а некий символ. То есть в картине будет лишь иллюзия присутствия Марии Леонтьевны. Поэтому, Галина много ходила, а мы снимали ее со спины, сбоку, издали. 

— Получается, лица Галины Немцевой французский зритель не увидит?

— Скорее всего, лицо на некоторых планах все же будет. И совершенно точно, что в кадре появятся глаза!!  Потому что они у Галины Григорьевны очень яркие, выразительные. Меня поразил ее взгляд! И еще очень понравилось снимать в черно-белом плане, поэтому часть сцен, возможно, будет черно-белыми.

— История Марии Бочкаревой в последнее время стала очень популярна. В России был снят фильм «Батальон», главную роль в котором исполнила Мария Аронова. В Томске с успехом показан спектакль «Яшка». Теперь же появилась информация, что Голливуд планирует приступить к экранизации фильма о Бочкаревой. Образ главной героини там исполнила Дженифер Лоуренс. Как вам кажется, эта актриса сможет воплотить столь сложный типаж на экране? Или для Бочкаревой нужна другая актриса? Более «русская» что ли….

— Пока я точно не знаю, будет ли этот проект реализован, так как многие инициативы Голливуда возвращаются на полпути. Но даже если будет, Лоуренс очень хорошая актриса, и пусть она внешне не похожа на Бочкареву, ее всегда можно хорошо загримировать. Тем более, что Дженифер совершенно точно сможет передать характер и воплотить на экране основные переживания Марии. Тот же Гэрри Олдман гениально сыгравший Уинстона Черчилля в фильме «Темные времена» был совсем не похож на этого политика. Однако, его загримировали, и он прекрасно справился с ролью.

— Во время работы в Томске вы нашли ответы на все вопросы, которые задавали себе в начале поездки?

— Я взял очень много интервью и дальше планирую работать вместе с учеными, и научными сотрудниками архивов. В том числе на территории Франции, где встречусь с людьми, которые специализируются на русской истории. Да. С каждым разом и с каждой встречей белых пятен и непонятных моментов для меня в этой истории остается все меньше.

— Так получилось, что вы изучаете поколение Бочкаревой и в то же время много общаетесь с современными русскими людьми. Сравнивая их, к какому выводу приходите? Могла бы современная девушка повторить судьбу Марии и снова организовать «батальон смерти»?

— Да. Уже сегодня женщины воюют на различных фронтах. Но лично я надеюсь, что новой мировой войны не будет и никому – ни женщинам, ни мужчинам — не придется идти на фронт.

— А про какую из русских женщин вы бы еще хотели снять фильм? Или хотя бы узнать ее историю подробнее?

— Для начала нужно закончить работу над проектом про Бочкареву. Мне еще многое предстоит. И только по окончании буду снова задаваться вопросом, про кого или про что еще можно снять фильм. Мне по-прежнему нравятся красивые истории, которые можно интересно рассказать зрителю, и такие истории точно будут.  

Премьера фильма о Марии Бочкаревой на французском телеканале запланирована на конец осени 2018 года.

Французский режиссер рассказал, почему решил снимать кино в Томске

Дарья Молчанова