У каждого есть право на обращение в госорганы. В Конституции и законах о нем говорится, как об одном из самых важных прав гражданина России. Это действительно так: госорганы обязаны реагировать на обращения и помогать гражданам разрешать их проблемы. Тем не менее, региональные и муниципальные органы власти не всегда эффективно справляются с поставленной перед ними задачей. Граждане могут быть не услышаны, или же им в руки попадают отписки. Некоторым удается дозвониться президенту и рассказать о своих бедах, как это было в июне, когда томичка Наталья Журова пожаловалась на нарушение своих прав. Однако «прямая линия» не панацея, и все это прекрасно понимают. Для того чтобы закон соблюдался, а права не нарушались, граждане активно используют иные способы привлечения внимания властей к своим бедам. Один из них петиции в интернете. Вот о них-то сегодня и поговорим. «Право знать» знай свои права!

1. Петиции в интернете: как привлечь внимание к проблеме?

«295 тысяч человек спасли маму ребенка с ДЦП от тюрьмы», «Девочка-инвалид попала в приемную семью в Германии», «Жертвам теракта в Петербурге выплатили компенсации» ― это заголовки петиций, размещение которых на специальных платформах оказалось результативным. Однако, судя по одним лишь названиям этих успешных общественных инициатив, можно сделать и совершенно иной вывод ― при решении разного рода вопросов действия чиновников могут оказаться не слаженными, бюрократично затянутыми и, как следствие, неэффективными. В подобных условиях петиции в интернете можно назвать даже неким объединяющим людей началом. Видя, как растет число граждан, поддерживающих ту или иную инициативу, другие с большой долей вероятности присоединятся к ним. Так сейчас происходит с петицией против повышения пенсионного возраста. На момент написания статьи ее подписали почти 3 миллиона человек.

Но имеет ли юридическую силу все то, что принято называть петициями? Это зависит от того, где именно вы продвигаете свою инициативу. В России существуют два основных сервиса, которые предоставляют возможность обозначить свою позицию и собрать под петициями подписи. К ним относятся онлайн-платформа change.org и сайт «Российская общественная инициатива». Сложилось так, что change.org у многих на слуху, а вот о втором сайте знает намного меньше людей. Однако именно размещение петиции на сайте РОИ может повлечь не только бурное обсуждение проблемы в СМИ, но и реальные юридические последствия. Change.org на официальном уровне этим похвастаться не может. Согласно указу президента от 4 марта 2013 года № 183, общественные инициативы граждан могут рассматриваться при помощи специального интернет-сервиса. Официально «Российская общественная инициатива» нужна для того чтобы развивать и укреплять гражданское общество и обеспечивать каждому гражданину возможность участия в управлении делами государства. Change.org же по своей сути является бизнес-проектом, который может помочь осветить те или иные проблемы. Будучи чрезвычайно узнаваемым ресурсом, этот сайт может оказать куда большее влияние, нежели чем его российский «коллега». Однако создатели change.org не скрывают, что могут с помощью сайта и зарабатывать. Например, если вы хотите продвигать свою петицию и сделать так, чтобы о ней узнало большое количество людей, то сайт предоставит вам такую возможность. Заплатив, вы получите просмотры собственной инициативы. Возможно, кто-то даже согласится с вашей позицией и отдаст вам свой голос. На сайте РОИ так сделать нельзя. Вы можете привлечь своих друзей из соцсетей, чтобы те проголосовали. Однако на российском ресурсе количество голосов пользователей ограничено привязкой к личному кабинету на сайте «Госуслуги». Минусы это или плюсы ― каждый решит сам для себя, а мы расскажем о возможных последствиях создания петиций на подобных платформах.

2. Change.org и «Российская общественная инициатива»: как создать петицию и проголосовать за нее?

Начнем с change.org. Создать петицию может только зарегистрированный пользователь. Сделать это можно с помощью электронной почты или аккаунта в Фейсбуке. Поэтому с доступом на эту интернет-платформу проблем не возникает практически ни у кого. Поставить на голосование можно любой вопрос. Иногда это заканчивается тем, что пользователи с особо бурной фантазией предлагают назначить Путина президентом планеты Земля, а Обаму ― президентом России. Остается загадкой, чем руководствуются подобные люди, но даже у таких инициатив находятся свои последователи. Подобный факт показывает, что у change.org нет особых требований к тематике петиций. Отдельный вопрос ― модерация содержания петиций. Размещаемые на этом сайте мнения и призывы к голосованию не должны нарушать российское законодательство. В противном случае, все голоса будут аннулированы, а петиция ― удалена. Успешные петиции, которые на что-то повлияли, ресурс называет «победными». На момент написания статьи победу одержали шесть петиций. Интересно, что каждая из них широко освещалась в СМИ. И, возможно, благодаря этому эти общественные компании были поддержаны людьми.

Но какой же должна быть реакция официальных органов на петиции, которые размещаются на этом сайте? Вы удивитесь, но согласно действующему законодательству, ее и вовсе может не быть. Это связано с тем, что по закону, для сбора подписей необходимо указывать свои паспортные и иные персональные данные. А пользователи change.org их не указывают из-за элементарного отсутствия такой опции, хотя и могут сообщить свои настоящие имя и фамилию. В итоге петиции на этом ресурсе хоть и не являются официальными обращениями граждан в полном смысле этого слова, но польза от них есть. Большой резонанс, который вызывают обсуждаемые темы, требует реакции органов власти. А на этом этапе уже как раз-таки и подключаются нужные юридические механизмы. Проще говоря, сами обращения на change.org хоть и никак не связаны с законом, но вот реакция на них всегда находится в правовом поле.

«Российская общественная инициатива» живет благодаря пользователям портала «Госуслуги». Если у вас нет там учетной записи, то попасть на сайт РОИ с полным его функционалом вы не сможете. Официально тематика петиций не ограничена, однако в правилах размещения инициатив сказано, что они должны быть непосредственно связаны с вопросами социально-экономического развития страны, а также совершенствования управления на федеральном и муниципальном уровнях. Вот это-то как раз и не позволит размещать инициативы, которые граничат с бредом. Модерация инициатив куда строже, чем на change.org. После отправки петиции на модерацию будет проверена ее тематика, варианты разрешения проблемы и соответствие текста закону. После этого пользователь получит уведомление о том, принята или нет его инициатива. Если да, то запускается процедура голосования. А она является полностью легитимной и позволяет учесть каждый голос. Кстати, о голосах: на сайте работает система защиты от ботов. Проще говоря, один человек ― один голос.

Что еще важно знать об этих интернет-платформах ― в нашей инфографике.

Право знать: эффективны ли интернет-петиции в России?Право знать: эффективны ли интернет-петиции в России?

3. Что нужно понимать, когда вы подписываете интернет-петицию?

Представьте, как было бы прекрасно, если бы на каждую стоящую петицию органы власти предлагали столь же стоящее решение. Идеал в этом вопросе, если и достижим, то не так быстро, как нам хотелось бы. Однако сама возможность заявить о проблеме в интернете и найти единомышленников ― сигнал к большей открытости нашего общества, в том числе, органов власти к людям. Мы подготовили для вас три основных тезиса, о которых стоит помнить, когда вы решили подписать петицию в интернете.

Тезис 1: петиция указание на болевую точку. Вряд ли кто-то заинтересуется петициями вроде «Обаму в президенты России». Они могут продлить вам жизнь, потому что максимальный «выхлоп» от них ― это смех. Но серьезно подобного рода предложения никто не воспринимает. Если же вы видите, что проблема действительно серьезная, задумайтесь, как худший вариант развития событий повлияет именно на вас.

Тезис 2: подпись под петицией больше чем подпись. Если вы поняли, что именно ваша подпись сможет повлиять на исход событий, то помните и том, что направляя ее, вы публично выражаете свое волеизъявление, а значит, привлекаете еще большее внимание к проблеме.

Тезис 3: петиция не равно агитация. Не стоит заставлять других людей становиться вашими единомышленниками. Пусть каждый решит для себя, голосовать за что-то или против чего-то. В конце концов, такое право дал каждому из нас закон.

Петиции один из мощнейших рычагов воздействия на органы госвласти. Пользуйтесь этим рычагом правильно для построения конструктивного диалога с власть имущими. Вопли и истерики хоть и громче слышно, но наибольший конструктив вам принесет четкая формулировка своих притязаний. Помните, что чем четче вы сформулируете свое мнение, тем выше шанс отстоять свои права и права небезразличных вам людей. Есть что сказать? Ждем ваших отзывов на электронную почту проекта: pravoznat@tomsk.ru. Читайте рубрику «Право знать», говорите и будьте услышанными.

Дмитрий Аксенов