Источник фото: ТГУ
Интересное

История по-новому: журналистов научат выявлять фейки в интернете

12:30 / 26.10.18
1132
Мы в социальных сетях:

В ТГУ специально для первокурсников программы «Журналистика и новые медиа» разработан новый курс аналитической истории. Журналисты будут определять, насколько достоверны современные исторические фильмы, поработают в томских архивах, будут дискутировать о событиях прошлого, а также научатся определять, какая информация в интернете правдива, а какая – фейк.

– Сейчас нужно понимать основную историческую последовательность, знать принципиальные узлы истории, но вот детали, которые необходимо было держать в памяти, сегодня становятся лишними. За счет такого подхода студенты cмогут оперировать гораздо большими объемами информации, – рассказал и.о. декана факультета журналистики Илья Мясников. – Журналистам история помогает понять, что такое деятельность, как действуют современники, какая у них цель, какие они выбирают средства, каков исторический замах. Это особенно важно, когда журналист пишет о политике.

В рамках нового курса историки поощряют журналистов пользоваться всеми доступными источниками информации, в особенности данными из интернета. Акцент делается не на запоминание и воспроизведение событий и фактов, главным становится умение находить информацию, отбирать ее, систематизировать, анализировать и критически воспринимать. В связи с этим используются групповые формы работы: мозговой штурм, выявление общей онтологии, ролевая игра, решение проблемной ситуации и другие, а роль преподавателя ориентирована на модерацию.

История по-новому: журналистов научат выявлять фейки в интернете– Мы живем в информационном обществе – имеем практически мгновенный доступ к массивам информации. Ее становится все больше, а сама она – все доступнее, – говорит декан факультета исторических и политических наук Евгений Луков. – Негативным последствием этого становится резкое увеличение псевдоисторических конструктов в форме фильмов, роликов, текстов, наблюдается широкое использование некорректных исторических аналогий в политическом и общественном дискурсе. Мы стремимся развивать у студентов навыки критического анализа исторического дискурса, чтобы не стать жертвой псевдоистории или политических манипуляций.

Кроме того, журналисты попросили историков включить в курс раздел по работе с источниками, в частности, с архивами.

– Студенты будут работать с городским архивом и архивом Томской области, возможно, с библиотечными источниками, – добавил Илья Мясников. – Для нас важно, чтобы с самого первого курса журналисты получали навыки работы с документами, чтобы они начинали учиться их читать.

Курс альтернативной истории разрабатывался под конкретную задачу в тесном сотрудничестве и при постоянных консультациях с руководителем образовательной программы-заказчика, чтобы формировать у студентов необходимые навыки.

Напомним, в прошлом году курс по истории России был разработан специально для первокурсников направления «Программная инженерия» по заказу руководителя, проректора ТГУ по информатизации Олега Змеева. «Айтишники» полностью отказались от фактологической модели преподавания, которая предполагает некую трансляцию исторической информации. Историки продемонстрировали студентам, как работают аналитические методы применительно к гуманитарным наукам. Обучающиеся работали в формате дискуссий, диспутов, публичных выступлений.

– Зачем повторять по сути фактологическую историю России, которую люди изучают в школе? Трансформация была необходима, чтобы начать формировать такую важную для ИТ-специалиста вещь, как аналитическое мышление, – отметил Олег Змеев. – Берем абсолютно другую предметную область (историю) и учимся ее анализировать, находить закономерности, строить предположения, проверять гипотезы. Попутно учимся обсуждать, доказывать свою точку зрения, работать в группах и так далее. Формируем такую важную вещь, как «мягкие компетенции».

По словам студентов-айтишников, уже прошедших курс, это успешная попытка по-новому преподавать историю для тех, у кого она не является основным предметом.

– Вместо того, чтобы просто заучивать факты, нас учили мыслить и анализировать исторические события и предпосылки к ним, а ведь уметь логически и системно мыслить – важная, на мой взгляд, черта айтишника. Таким образом, даже на таком, казалось бы, гуманитарном предмете, нам показали, как можно поменять профессиональные качества, – подчеркнул студент «Программной инженерии» Денис Шарапов.