Источник фото: ТГУ
Интересное

Интервью: как современное искусство может менять городскую среду

12:38 / 25.12.18
1784
Мы в социальных сетях:

Современное искусство требует внимания и заботы — считает Анастасия Куклина, аспирантка Института искусств и культуры ТГУ. Она работает менеджером культурных проектов в Сибирском филиале государственного центра современного искусства в составе «РОСИЗО» и помогает молодым художникам заявить о себе миру. В этом году ее собственный паблик-арт-проект «Склады искусства» получил грант Всероссийского конкурса проектов, финал которого состоялся в рамках молодежного образовательного форума «Таврида». О том, как связать наследие и современность и чем отличается искусство от ремесла — в интервью с Анастасией Куклиной.

— Расскажите подробнее о вашем первом проекте? 

 —«Склады искусства» — мой первый крупный проект. Государственный центр современного искусства (ГЦСИ, Москва) и Министерство культуры в какой-то момент решили передавать памятники архитектуры (обычно в аварийном состоянии) для реставрации под региональные филиалы ГЦСИ. В Томске Склады купца Горохова, расположенные на набережной возле речвокзала, сейчас находятся в оперативном управлении нашего центра. Еще в 2014 году был подготовлен план реконструкции этого здания, проект включили в программу «Культура России». К сожалению, деньги так и не были выделены. И на очередном субботнике возле складов я подумала, что нужно что-то делать, чтобы на него снова обратили внимание. Так и возникла идея паблик-арт-проекта «Склады искусства», который я представила на конкурс. Над проектом вместе со мной работают томские художники, кураторы и коллекционеры Лукия Мурина и Николай Исаев, также я планирую подключить студентов ИИК, томских блогеров, активистов.

 — Что значит паблик-арт-проект?

— Паблик-арт — это направление в современном искусстве, которое живет в городской среде, ориентировано на неподготовленного зрителя, коммуницирует и с городской средой, и со зрителем. Паблик-арт всегда делается на пользу обществу, он работает с контекстом – социальным, политическим. Это искусство в общественных пространствах. Мой проект, например, работает с историческим контекстом. Можно сказать, что он направлен на симбиоз – наследия и современности. Его цель — проведение уличной выставки современного искусства и ряда просветительских мероприятий возле Складов в июне будущего года, а миссия – привлечение внимания, прежде всего молодежи, к сохранению этого культурного наследия и развитию современного искусства в Томске. Вместе с художниками мы постараемся показать прошлое и будущее этого здания, как оно может функционировать в качестве площадки для современного искусства.

—  Вы считаете, что Томск в этом нуждается?

— Томск  это студенческий город, и, мне кажется, ему не хватает современной культурной среды для студентов. Конечно, у нас есть фестивали, например, фестиваль уличной культуры Street Vision или фестиваль «Нового искусства» в Аэлите. Но этого мало. А Склады купца Горохова обладают большим потенциалом проведения интересных, содержательных мероприятий. Все это может благоприятно сказаться и на имидже, и на экономике города. 

— Что именно предполагается сделать в рамках проекта?

— Это будет мобильная инсталляция, созданная из фанеры и стилизованная под фасад здания. Она будет установлена напротив Складов купца Горохова. Внутри этой инсталляции разместится междисциплинарная выставка работ томских современных художников, которым будет предложено обыграть эту историю — прошлое и будущее складов — в разных форматах: фотографии, живописи, саунд-арта, перформанса, инсталляции.

Запланировано ли что-то помимо экспозиции?

Кроме выставки, планируется провести ряд просветительских мероприятий: лекции, посвященные современному искусству, истории этого здания, его архитектору Андрею Крячкову и Владимиру Горохову. В планах пригласить на выставку правнука купца Горохова — Кирилла Днепровского, который живет в Москве и интересуется судьбой здания. Своим проектом мы хотим показать людям, как сегодня современное искусство может менять городскую среду. 

— Но не все готовы принять современное искусство, которое порой бывает слишком эпатажным. Часто ли вы встречаете негативное отношение?

— Когда я провожу экскурсии по выставкам, которые проходят в нашем сибирском филиале ГЦСИ, то иногда слышу фразу: «это не искусство, я тоже так могу». Но современный художник не обязан производить красоту. Еще в прошлом столетии художники-авангардисты поняли, что им не интересно рисовать прекрасных античных богинь, красивые пейзажи, потому что реальность в 20-м веке была уже другая — мировые войны, изобретение атомной бомбы, технический прогресс. Искусство изменилось, потому что изменилась сама реальность. Кроме того, творчество предполагает постоянный эксперимент и работу с новым, а не воспроизводство одного и того же «канона». 

— В туристических местах можно наблюдать художников, которые прямо на ваших глазах нарисуют картины, например, красками из баллона. Это тоже искусство? Или уже ремесло?

— Есть такой термин «художественное творчество» (смеется). Сегодня достаточно сложно определить, что является искусством, а что нет, потому что стали доступны различные творческие технологии, например, существуют приложения, которые стилизуют фотографию под манеру тех или иных авторов и прочее. Можно сделать трафарет, рисовать с его помощью на зданиях, и считать себя уличным художником. Но если это не несет никакой смысловой нагрузки, то это просто изображение в каком-то жанре. В современном искусстве произведение не всегда сделано руками художника, а конечный продукт творчества — это не всегда материальный объект. Главная составляющая – это идея, концепция, высказывание, связь с актуальными проблемами и контекстами. Современный художник каждый раз стремится изобретать искусство заново. 

—  Но как простому зрителю уловить этот смысл, понять, что является искусством, а что нет?

— Здесь как в религии или науке — нужно обращаться к толкователям. В ситуации, когда стираются границы между тем, что есть искусство и неискусство, когда каждый может стать «художником» благодаря современным технологиям, именно музеи, галереи, фестивали, биеннале, центры современного искусства и университеты являются таким посредником или фильтром, где искусство отделяется от ремесла. Их толкование и выбор может казаться субъективным, это искусство может нравиться или не нравиться, но в этих институциях работают профессионалы — искусствоведы, кураторы, дилеры, которые сегодня присваивают произведению статус «искусства».

—  Какая еще у них миссия?

— Также подобные институции разрабатывают образовательные программы, учат понимать современное искусство. Практика таких выставочно-просветительских центров распространена на западе, а у нас только набирает обороты, и в студенческом городе, я считаю, подобный культурный центр просто необходим. 

— Вы являетесь одним из авторов еще одного интересного проекта с оригинальным названием «Художник, ты что?». Расскажите немного и о нем.

— Он также связан с темой современного искусства. Началось все в прошлом году, когда я прошла отбор и поступила в школу культурной журналистики фонда «ПРО АРТЕ». В рамках этой школы мы еженедельно должны были писать рецензии на разные культурные события, и раз в месяц снимать видеоматериал на любую тему – о выставках, о художниках. Мне это понравилось, и я подумала, что можно попробовать сделать медиапроект в формате ютуб-роликов. Этот формат довольно популярен, но интересных передач про современное искусство я пока не встречала. Над нашим проектом работают три человека — я, Кирилл Яндулов и Александр Колпаков. В своих роликах мы рассказываем о наиболее перспективных сибирских художниках. Например, нашими героями уже стали: томская художница Наташа Юдина, которая создает арт-объекты из сибирской глуши в ироничном образе снежной королевы, и московский томич Кирилл Басалаев. Сейчас готовим еще два выпуска. 

— Вы являетесь менеджером еще одного проекта. Расскажите о нем?

— Он скоро будет запущен в Институте искусств и культуры ТГУ. Автор проекта — Дмитрий Галкин. На третьем этаже разместится галерея «В Главном». Основная идея — создать галерею в холле ИИК (главный корпус, третий этаж), которая будет функционировать как новый элемент культурной и креативной среды университета. Таким образом, в скором времени будет создан для студентов учебный «полигон» для реализации художественных, кураторских и образовательных проектов в различных областях творчества и художественной жизни.