Сборка первого беспилотного автомобиля руками томских инженеров и программистов ведётся на базе Инженерного центра ОЭЗ.

Томский альянс «Техническое зрение» стал участником конкурса «Зимний город». Сборкой беспилотника занимаются 9 из 15 компаний альянса. В том числе команды томских вузов. Главная задача конкурса: автомобиль должен проехать 50 километров в сложных зимних условиях по городской трассе, в режиме пробок, а также по заснеженной дороге за чертой города.

«Сложность в том, что речь идет именно о зимней дороге. Когда затруднена видимость, на некоторых участках не видно разметку. Для того, чтобы выполнить эту задачу, простыми подходами не обойтись. Наше преимущество в том, что множество компаний со своими технологиями дополняют друг друга. В частности, речь идет о тех, кто занимается разработкой системы Radio vision, есть компании, которые прекрасно работают с лидарными системами, с видеоинформацией. С нами же компании, которые на базе видеосистем разработали уникальное решение, позволяющее транспорту видеть и анализировать ситуацию в трудных условиях: во время тумана, в дождь или снег, когда другие системы уже отказывают», — пояснил журналистам руководитель альянса «Технические зрение» Виктор Ширшин.

Основа будущего беспилотника — электрогрузовик «ЭльЯк». Его оснастят всем необходимым оборудованием, будет создано программное обеспечение, которое позволит дублировать разные системы навигации.

«В этом проекте мы будем решать вопросы, связанные с рулевым управлением, с управлением движением, скоростью, а также будем заниматься тормозной системой: основной тормоз и стояночный тормоз. У нас уже есть подобный опыт работы, ранее мы участвовали в проекте создания автопилотируемого электробуса КамАЗ «ШАТЛ». В текущем проекте практические все комплектующие используем отечественного производства. В частности, исполнительный механизм. Зимняя эксплуатация предполагает мороз, у нашего контролера есть нагрев, поэтому мы в любом случае запустимся», — рассказал заместитель директора «НПФ Мехатроника-Про» Ринат Исмаилов.

«Вообще мы занимаемся разработкой и выпуском учебного набора для беспилотника для школьников. В проекте мы будем подсказывать решения по техническому зрению. Огромный объем сложностей представляет именно программирование автомобиля. Необходимо будет в постоянном режиме следить за 20-30 объектами, которые попадутся в поле зрения камер, отрабатывать и прогнозировать их движение на несколько секунд и возможные реакции самого автомобиля», — добавил директор компании «Popkov Robotics» Анатолий Попков.

«Наша основная задача – сделать аппаратную реализацию систем съема данных окружающей действительности. То есть, это лидарные, радарные, сонарные системы, а также GPS-навигация — это дополнительные каналы сбора данных для автомобиля. Мы занимаемся именно не визуальными системами. Задача не простая, потому что поступает огромное количество информации, мы должны привести все в общую систему, обработать, совместить с оптической информацией с камер и принять решение, какой канал может выдавать неверное решение», — пояснил директор компании «Интек» Никита Калиновский.

В первую очередь будет установлена рулевая рейка, после чего внедрят систему тормозов, встроен автоматический стояночный тормоз. Автомобиль также снабдят дополнительными аккумуляторами.

Сейчас работа над будущим беспилотником ведется в гараже. Дорожная ситуация с улицы в видеоформате проецируется на стену — перед автомобилем, а система, встроенная в машину, будет снимать картинку и передавать команды «всем органам движения беспилотника».

Свои первые «шаги» томский беспилотник может сделать уже в конце января, в ночное время на дорогах особой экономической зоны в Томске. Квалификационные заезды уже в Москве запланированы на конец февраля. Финальный проезд состоится в декабре 2019-го в столице.

Если Вам есть, о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099.

Алина Штарк