Мои друзья-приятели очень любят рассказывать мне разные житейские истории, которые, по их мнению, просто обязаны иметь какой-то «юридический» рецепт решения проблемы. Это и семейные драмы, и споры с коммунальщиками, и случаи в магазинах, и больничные рассказы, и трудовые вопросы. А историй обмана и надувательства я знаю столько, что пора уже настольное руководство «Как не оказаться в дураках» издавать. Хотя вряд ли издание будет популярно. Постоянные потрясения и нестабильная социально-экономическая ситуация в нашей стране делают свое дело. Плюс всегда теплящаяся в русском человеке надежда получить все и сразу, и желательно за небольшие усилия с его стороны (копеечку из комода достать нетрудно). И вуаля! Случись счастливая и богатая жизнь от похода к астрологам и гадалкам, сибирское здоровье от волшебных гранул, ровная спинка от суперматрасов и тренажеров, полезнейшая водица из магического крана с фильтром (заряженная — прошлый век!), чудо-косметика..

Любая беда, напугавшая людей, мгновенно отзывается всплеском активности недобросовестных продавцов разной сомнительной чепухи. И ведь получается! Мошенники очень тонкие психологи. Теперь вот, говорят, газоанализаторы на пике популярности.

Первые вопросы, которые после «прозрения» начинают возникать в головах попавшихся людей: откуда у них мой номер телефона? Как они узнали, что бабушка днем одна дома? Почему пришли именно в это время? Все просто. Современный человек  не существует отдельно сам по себе, сегодня он постоянно взаимодействует с миром и оставляет в нем много информации о себе. Делаете ремонт, сходили к врачу, купили товар, воспользовались услугой. И вот ваши фамилия/имя/отчество, номер телефона, адрес уже пополнили эти «серые» базы. Избежать этого сегодня невозможно, ведь даже наши интернет-запросы мгновенно отзываются коммерческими предложениями, что уж говорить о живых людях, завладевших инструментами для обогащения.  Законодательство о персональных данных у нас конечно прогрессивное, но, к сожалению, практически повсеместно не соблюдается.

С другой стороны, ведь не все предлагаемое на рынке бесполезно. Пластиковые окна, действительно, порой требуют ремонта, и воду пить хочется качественную и недорогую. А уж как мы мечтаем быть здоровыми и молодыми!

Проанализировав разные ситуации, я делаю вывод, что начать следует не с правовых знаний, а со знаний, обусловленных здравым смыслом. Первые понадобятся позже, а если воспользуетесь вторыми, то и вовсе не пригодятся. Итак, превентивные меры. Предупрежден, значит, вооружен.

Вы только подумали (читать «загуглили»), а вас уже нашли. Знакомая ситуация? Сломалась стиральная машинка, вы пытались самостоятельно решить проблему, обогатившись знаниями из интернета, и тут звонок: «Наша компания рада предложить вам качественно и недорого..». «Вот это чудеса чудесные!», — думаете вы. Но, выяснив расценки и компетенции звонивших, бегите анализировать рынок и отзывы: возможно, найдете намного дешевле и с гарантией.

 Вас торопят. «Только сегодня, только для вас и только у нас!» «Завтра — дороже!» «Нет-нет, вам никуда ехать не надо, все уже здесь!». Очень плохой знак. А как же изучить условия договора и посоветоваться с личным юристом? А спросить у мужа? Не надо совершать покупки и заключать договоры спонтанно. Дайте себе хотя бы сутки для принятия решения — заведите такое правило. Свобода договора, в конце концов, у нас провозглашена.

 Предлагают кучу бонусов, порой несоизмеримых с покупаемым товаром/услугой. Ну, это понятно, надо же чем-то обусловить в разы завышенную цену. И заодно бдительность усыпить. До сих пор свежи детские воспоминания: куча коробок и недоумение в глазах родителей — это были «еврошоповцы» конца 90-ых.

Демонстрируют, дают «попробовать». Еще один тонкий психологический прием для усыпления бдительности. И совсем не факт, что купленное вами будет так же приятно в использовании как образец.

Яркая форменная одежда, много пестрых корочек, дипломов, сертификатов, слишком красивый и дорогой офис. Вы видели когда-нибудь, чтобы суровый прокуренный дяденька из УК или горгаза, устанавливающий прибор, ремонтирующий что-то, размахивал перед вами каким-нибудь ярким сертификатом или дипломом с голограммой? Зато, какие я видела у знакомой красивые свидетельства о поверке счетчиков воды неаккредитованной компанией! Цветные, яркие, на хорошей бумаге. Не то, что мой страшненький акт с криво пришпиленным паспортом счетчика, выданный моей УК. Но. Не все золото, что блестит.

Незванный гость хуже татарина. Если вы не читали никакого объявления на подъезде и не вызывали специалистов газовых служб, не заказывали проверку водосчетчиков, различные «ремонты окон», не открывайте дверь. Разглядеть документы в глазок и через него провести экспертизу их подлинности невозможно. Если сильно сомневаетесь (уж очень внушает доверие эта приятная женщина из Пенсионного фонда), попросите продиктовать вам телефон, по которому вы сможете узнать всю информацию по вопросу, с которым к вам пришли. Возможно, что разговор будет окончен. 

Позаботьтесь о престарелых и больных. Покушения на пенсии социально незащищенных граждан — это, конечно, особо циничные случаи обмана. До сих пор многим бабушкам приносят их пенсию домой, а текучка кадров в организации, уполномоченной эту самую пенсию доставлять, очень настораживает. Да и зарплаты там маленькие, лишняя копеечка за слив информации не помешает.

Изучите документы. Если у вас на руках уже оказался договор, который вы благоразумно не стали подписывать  в первую встречу с продавцом, то у вас есть прекрасная возможность получить информацию о субъекте предпринимательства, проявившего активность в отношении вас. Для начала внимательно сверьте название в шапке договора, в реквизитах и на печати. Мне встречался в практике договор, где это были три разных лица. Такой — сразу в мусор. Если же все совпадает, то открываем сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru . Ищем на главной странице сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», вводим название (у ИП — фамилию, имя, отчество), а еще лучше ИНН/ОГРН. Нажимаем  «Получить выписку». Выписка из единого государственного реестра юридических лиц/индивидуальных предпринимателей расскажет вам о том, существует ли такое юрлицо, действительно ли гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя. Признаками недобросовестности можно считать наличие у юрлица записи о принятии решения о ликвидации, информации о недействительности сведений. Должны насторожить «странный» адрес, его частая смена, постоянно меняющиеся директора и учредители.

Оформление договора на месте и оплата по нему без документов, с выдачей расписок, кассового чека, не соответствующего требованиям. Ну, это понятно: отдавать деньги без правильно оформленного документа, подтверждающего оплату, равно дарению этих денег.

Томск.ру новости инфографика право знатьТомск.ру новости инфографика право знать

Попался?

И все же сделка совершена, озарение наступило, досада сменилась жаждой наказания . «Это мошенничество!» — кричите вы. А вот тут не надо торопиться.

Мошенничество согласно ст. 159 Уголовного кодекса РФ — это хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием. Казалось бы, все верно. Деньги вы отдали, обман случился, доверием вашим воспользовались. Но для квалификации действия по указанной статье нужно доказать этот умысел виновной стороны. Вот тут-то и возникают трудности. Потерпевшим кажется, что обман — это завышенная стоимость товара или услуги, которые они приобрели. Но продавец всегда скажет, что ограничения при определении цены ничем не установлены, что каждый субъект рынка сам решает, сколько стоит его товар, что цена очень даже обоснована издержками (цена аренды офиса, реклама, транспортные расходы и т.д.)

Доказывать придется то, что продавцы сформировали  ваше ложное мнение о необходимости покупки товара и выгодности его приобретения — и именно в этом заключался обман. Представьте себе, как это сложно. Потому-то средства фиксации (аудиозапись, видео) очень помогут. Да и в качестве превентивной меры хорошо: обманщики сбегут раньше сделки.

«Уголовный» путь решения проблемы труден и тернист, но и гражданско-правовой путь непрост. Что же предлагает нам Закон РФ «О защите прав потребителей»? Ст. 16  недаром имеет неофициальное название «Навязывание услуг». Если вам «впарили» что-то как обязательное условие приобретения другого товара/услуги (например, вы пришли на массаж, а его сделали лишь за  покупку чудо-крема по космической цене), то вы можете требовать возмещения убытков.

Кроме того, если вам выполнили дополнительные работы, услуги за плату без вашего письменного (!) согласия (например, при ремонте окна, объем которого вы согласовали, установили волшебный клапан проветривания, который увеличил стоимость работ: «мы всем так делаем», «у нас только комплексная услуга»), то вы вправе отказаться от оплаты. И даже, если уже оплатили, можете потребовать возврата уплаченной суммы. Безусловно, собрать доказательственный материал здесь также непрост.

То тюлень позвонит, то олень.

А как быть с назойливыми звонками? Понятно, что полностью пресечь такую деятельность невозможно иначе как радикальным путем — сменой номера. Но предпринять попытку не помешает. Строго и отчетливо попросите звонящего представиться, назвать организацию, ответить на вопрос, откуда у них ваш номер.

А затем следует произнести примерно такой монолог: «Уведомляю вас о том, что веду запись нашего разговора. Мой телефонный номер — это мои персональные данные, использование которых без моего согласия незаконно. Уведомляю о том, что согласия на использование моего телефонного номера в указанных целях я никому не давала. Номер был украден, использование его вами наказуемо. При повторном звонке я незамедлительно обращусь с жалобой в Роскомнадзор». 

К слову, административные штрафы за незаконное использование персональных данных подняли, по отдельным составам теперь до 75 тысяч рублей на юридическое лицо. Но не спешите радоваться. Роскомнадзору ведь будет нужен субъект правонарушения, а номер, с которого звонили, наверняка принадлежит Иванову И.И. Ищите ветра в поле.

Надувательство – наука точная… А может все-таки превентивные меры?

Юлия Легкобитова