Пока томичи критикуют нововведения в маршрутках, разработки их земляков успешно используют в транспортной системе Ленинградской области. Заведующий лабораторией «Цифровая экономика» Томского госуниверситета Александр Ильин уже восемь лет занимается темой комплексного управления общественным транспортом и системой оплаты проезда.
Год назад на хакатоне в Казани команда под его руководством, состоящая из студентов ТГУ, предложила концепцию комплексной программы для улучшения работы городских маршруток. Тогда же проектом заинтересовались в Администрации президента. ТГУ пригласили в состав рабочей группы аналитического центра при правительстве РФ.
А через полгода, фактически, еще на этапе концепта, об идее Александра Викторовича попросили рассказать власти Ленинградской области. В итоге там система томичей работает уже с августа 2019-го. С поправкой на местные особенности они предлагали внедрить ее и в своем родном городе. Они уже выиграли конкурс на поставку терминалов для безналичной оплаты в муниципальном транспорте Северска. Все ресурсы для оперативной техподдержки и решения текущих рабочих моментов в областном центре есть. Но что-то идет не так. Отвечаем на популярные возражения из соцсетей, которые не страшны системе томских разработчиков.
Покупать аппарат для безналичной оплаты водителям дорого
Не обязательно его покупать. Команда готова сдавать их в аренду за 800 рублей в месяц. Правда, в эту сумму не входит их обслуживание. Оно составит 4 % от оборота. В итоге предложение томичей самым дешевым не назовешь, но оно снимает все головные боли у водителя и перевозчика: не нужно передавать данные в налоговую службу, заключать договор с банком и т.д. Еще терминалы не зависят от доступа к интернету в течение дня.
Стоимость смарт-терминалов (кассовые аппараты) — от 20 тысяч рублей, если покупать их в собственность.
А если карту забыл?
В системе необходимо зарегистрироваться. Разработчики предлагают два варианта: прикрепить банковскую карту и любую другую со штрих-кодом — дисконтную, читательский билет, электронный пропуск и т.д. Либо можно пользоваться транспортной картой, ее тоже разработали. Аппараты также способны считывать NFC-модули, соответственно, можно прикладывать телефон или кольцо с NFC-модулем.
Еще предусмотрена функция оплаты разными способами — и наличными, и картой за одну поездку. Также по соглашению со Сбербанком разработан и предлагается способ оплаты QR-pay (всем известная технология по QR-коду).
Да безнал еще полбеды, тут хоть бы после 21:00 уехать
Еще одной острой проблемой для Томска стали большие интервалы между маршрутками вечером. А ведь, возможно, мы могли бы обойтись без вечернего тарифа. На данный момент водители работают по такой схеме: у них есть некий план по денежной выручке, а остальное они могут оставить себе. Техническими решениями проблему не решить, но у группы разработчиков из НИ ТГУ под руководством Александра Ильина есть и организационные идеи.
Перевозчики могут поменять систему: установить план по перевозкам. Допустим, чем больше пассажиров, тем больше зарплата. Еще томичи предложили сделать проезд 1-2 остановок дешевле, чем средняя цена за проезд. Тогда резко увеличится число коротких поездок.
Кроме того, если муниципалитет выдвигает требования к перевозчикам, значит он должен компенсировать затраты в часы маленького пассажиропотока. Или стоит отпустить ценообразование в свободное плавание, и коммерсанты сами договорятся между собой.
Дополнительные маршрутки хоть и пустили в новые микрорайоны, но в часы пик их не хватает
Сейчас команда Александра Викторовича тестирует новое решение в Ленинградской области. О первых результатах говорить рано, но теоретически оно стало бы настоящим спасением для жителей новых микрорайонов Томска.
«Допустим, мы с вами живем в Зеленых горках, а работаем в ТГУ. Каждый день мы добираемся в вуз к одному и тому же времени. Для таких случаев мы создали приложение. В нем можно заказать «Газель», которая заберет вас от подъезда и довезет до работы. Выйдет дороже маршрутки, но дешевле такси. Главное — выйти вовремя, чтобы водитель не ждал», — объясняет исследователь.
Кроме того, система анализирует пассажиропоток. На основе этих данных перевозчик потом может скорректировать свое расписание или в режиме онлайн увидеть сбой в графике и запустить на определенный маршрут дополнительные машины.
«С помощью математических моделей мы можем определить, как водитель ведет себя на маршруте, его манеру вождения: необоснованные ускорения, резкие торможения, маневрирования, когда он нарушает, по какой причине сходит с полосы движения — возможно, ему приходится объезжать яму или обычный азарт спортсмена», — комментирует Александр Ильин.
Более того, горожане смогут в мобильном приложении «Пассажир» в режиме онлайн смотреть, где сейчас находятся те или иные маршрутки и как они двигаются для планирования своей поездки , а находясь на борту автобуса дать объективную оценку поведению и манере вождения водителя. С новой маршрутной схемой это более чем актуальная функция.
Открыты для предложений
Команда разработчиков открыта для предложений от пассажиров, водителей и перевозчиков. Также они готовы продемонстрировать возможности системы и проконсультировать органы власти по данной тематике. Конструктивные идеи и замечания можно присылать на электронную почту info@expressgorod.ru.
Ранее мы уже рассказывали про разработки НИ ТГУ под руководством Александра Ильина.
Если вам есть о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099.