Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
История одной профессии

«Это всегда эксперимент»: Вера Богданец о работе мастера-реставратора. История одной профессии

21:06 / 16.12.21
20427

Поговорили с Верой о работе мастера-реставратора и о том, почему это круто

Мы в социальных сетях:

Уже больше года томичка Вера Богданец занимается тем, о чем многие в современном цифровом мире могут и не задуматься, — она восстанавливает старую и раритетную мебель. У Веры и ее компаньона своя мастерская, в которой девушки получают старую мебель и буквально дарят ей новую жизнь.

В свое время Вера получила филологическое образование, сменила очень много работ, но в итоге пришла к тому, чтобы заняться реставрацией мебели. Tomsk.ru попал в мастерскую Веры, поэтому сегодня мы расскажем о том, почему не бывает заката карьеры, как можно снять стресс с помощью шлифмашины и как вести себя миллениалам с синдромом самозванца. Перед вами история одной профессии.

А Я ДАЖЕ НЕ ПОМНЮ, в каком году я школу закончила. Я ж филолог, а не математик.

­ДОЛГО РАБОТАЛА НА «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЕ», и у меня в жизни был момент, когда я могла на вкус отличить сухое молоко от растительной имитации. Даже на спор это делала. Но когда «Звезду» закрыли, то моя карьера там сказала «пока».

ПОСЛЕ ЗАКАТА МОЕЙ КАРЬЕРЫ я отучилась на грумера и стала заниматься животными. Но во время пандемии было понятно, что я не буду куда-то ходить. В первую волну я честно сидела дома, никакой подпольной деятельности. А что делает человек, который заперт в четырех стенах со своим мужчиной? Ремонт. В какой-то момент он предложил мне выкинуть шкаф, а я сказала, что могу починить. В итоге у нас все спрашивают, откуда мы взяли такой классный шкаф.

САМОЕ ПРОСТОЕ, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ С МЕБЕЛЬЮ, — это перекрасить. Это прям изи. Не нужно никаких специальных навыков. Не понравилось? Перекрасил в другой цвет. Как делать что-то более сложное — поймешь по ходу дела. А все, что связано с восстановлением дерева, требует более серьезных агрегатов — шлифмашина, вторая шлифмашина, строительный пылесос.

БЕЗ СТРОИТЕЛЬНОГО ПЫЛЕСОСА ВСЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПУСТЫНЮ. Все покрыто пылью от дерева, даже в трусах будет эта пыль, из носа ее выковыриваешь — тут даже никакие маски не помогут. Но это все очень красиво и вдохновляет, а еще спасает от стресса. Это как вышивка, но только круче.

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, — УЖЕ СДЕЛАНО ЗА ТЕБЯ. В Интернете есть куча блогов, куча каналов, все что ты только можешь придумать о том, как починить паркет, как заделать щели, обзор 15 видов шпаклевки для дерева. Это все уже есть, просто выбирай того, кто тебе нравится, и повторяй. Потому что невозможно чему-то научить, бесполезно. Можно научиться самому, ведь тебе дали принцип.

ЛИБО ТЕБЕ ЭТО НЕИНТЕРЕСНО, ЛИБО СПУСТЯ 15 ПОВТОРОВ НАЧНЕТ ЧТО-ТО ПОЛУЧАТЬСЯ. Просто начинать нужно не с винтажного комода, а с табуретки, которую нежалко.

СЕЙЧАС ЭТО НА ВОЛНЕ, ЛЮДЯМ НРАВЯТСЯ СТАРЫЕ ВЕЩИ. Им нравится то, как восстанавливают старые румынские стенки, делая из них самую настоящую «скандинавию». Но только не за 170 тысяч, привезенную откуда-то, а сделанную из твоих же старых вещей, части истории твоей семьи.

У МЕНЯ ВООБЩЕ ПО ЖИЗНИ СИНДРОМ САМОЗВАНЦА, это беда поколения, все миллениалы этим страдают. Я просто делала, просто фотала, а люди начали хвалить и обращаться. Мой первый заказ за деньги — это две табуретки. Я еще тогда подумала: «Да че там делать-то?!», а вот и нет. Во-первых, они были из березы, а береза трескается. Во-вторых, долго шкурила, выбирали цвет. Мне казалось, что это заморочь на один вечер. Нет, это эпопея на неделю!

ЭТО ВСЕГДА ЭКСПЕРИМЕНТ. Нельзя просто купить какой-то курс уроков, какую-то методичку и по ним работать. Так не получится. Когда ты работаешь с органикой, у нее могут быть какие-то нюансы. Ты вот ее почистил и выяснил, что там жук-древоточец тебя поджидает.

МОЙ МУЖЧИНА БОЛЬШЕ ВСЕХ ВОЗМУЩАЛСЯ. Потому что много мусора было. Я тащила с улицы какие-то непонятные вещи, покупаю у бабок на Авито какие-то стулья. Но однажды я предложила ему пошкурить, он взял шлифмашину в руки и выпал в астрал на двадцать минут. Это очень умиротворяет.

Я НАМЕРЕННО СЕЙЧАС НЕ ХОЧУ НАБИРАТЬ КУЧУ ЗАКАЗОВ. Потому что считаю, что если ты как голодный берешь очень много заказов, то, скорее всего, ты ничего не сделаешь. Во-первых, у людей о тебе складывается негативное впечатление, а во-вторых, ты сам в себе разочарован. У тебя действительно появляется ощущение, что ты ничего не можешь.

НО МНЕ НИКТО НИ РАЗУ НЕ ГОВОРИЛ, ЧТО Я ЗАНИМАЮСЬ ФИГНЕЙ. Кто-то говорил, что это не женское дело, но в целом все поддерживают.

«ДЕВОЧКА НЕ ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ ШКУРЕНИЕМ ДЕРЕВА». Такое я слышала очень часто, но это все ерунда. Ведь сейчас все есть, на дворе 21-й век, так что у нас в распоряжении не только набор краснодеревщика, который остался еще со времен революции. Шлифмашина, промышленный фен — пожалуйста, все есть, тебе это еще и до дома привезут.

ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ СТАРОЕ ОЧЕНЬ ПРИБЫЛЬНО, если ты делаешь это хорошо. Очень важный момент, на котором я не перестану делать акцент: не делайте дешево! Что бы вы ни делали. Занижая цену, вы и себе яму копаете, и людям, которые много сил и времени потратили для достижения мастерства. Это не должно быть дешево.

ПЕРЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ — это гораздо круче, чем заказывать в какой-нибудь артели, которые говорят про итальянскую мебель, а делают ее на Мичурина.

НА КАЖДОЕ ИЗДЕЛИЕ КАК МИНИМУМ НУЖНА НЕДЕЛЯ. Вещь должна выдержать карантин. Особенно, если очень старая. Они же чаще всего стоят на даче, в сарае. Редко, когда кто-то держал это в доме в хорошем состоянии. Поэтому всегда нужно протравить плесень, протравить жучка.

ЕСЛИ Я ВХОЖУ В РАЖ, ТО РАБОТАТЬ МОГУ СУТКИ. Я реально не ем, не сплю. У меня так было с комодом, я его сделала за ночь. Ну еще пару дней ему нужно посохнуть.

Я ВСЕГДА ЗА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Во всем. У меня даже есть своя швея, ведь мы все очень разные. Классно, если тебе подходит и хорошо на тебе сидит вещь из масс-маркета, но это не для всех. То же самое с мебелью, это считается супермодным, но ты попробуй это интегрировать в свой интерьер.

Я СЧИТАЮ, ЧТО МОЯ РАБОТА НАХОДИТСЯ НА СТЫКЕ. Творчества и ремесла. Все по-настоящему популярные вещи на стыке. Ведь ремесло — это что-то поставленное на поток, а искусство — это что-то крайне единичное. Но когда это пересекается и хорошо работает, то за это люди готовы платить.

НЕТ ТАКОЙ ВЕЩИ, КАК ТАЛАНТ. Его не существует, его придумали. Чтобы ты платил деньги за мастер-классы. Талант — это время, которое ты тратишь на изучение материала, и сколько ты прикладываешь усилий. Даже если ты полный ноль, то через год ты будешь гибким, если этот год ходил на йогу. Мы всегда добиваемся результата, главное, чтобы работа шла регулярно, ведь вода камень точит.

В ЛЮБОМ НАЧИНАНИИ ВАЖНА НАСТОЙЧИВОСТЬ и регулярная рутина. Деревяшка лопнула — ты думаешь, что это не твое. Ну да, значит, не твое, тебе неприкольно этим заниматься. А если эта деревяшка тебе бросает вызов, то продолжаешь работу. Всегда мы где-то ошибемся, не бывает таких дел, где не бывает косяков.

Я ИСПЫТЫВАЮ ЧИСТУЮ РАДОСТЬ. Это как в программе «Снимите это немедленно!»: приводят какую-то дурнушку, переодели ее, накрасили — и бам, она очень красивая женщина. Вот этот вау-эффект очень наполняет энергией. Ощущение того, что ты сотворец этой мебели, даешь ей второй шанс. А она ведь красивая, ее лишь только почистить, и все. Настоящее сокровище.

ЕСТЬ ТЕНДЕНЦИЯ, ЧТО В БЛИЖАЙШИЕ 50 ЛЕТ люди будут использовать вещи повторно. Ходить в секонды, покупать перепроданное. Ежедневно делают слишком много вещей, и это как монстр из «Унесенных призраками» — он жрет-жрет и нажраться не может. Вот он, страшный оскал капитализма.

ЛЮДИ УСТАЛИ. Поэтому повторное использование будет только набирать обороты.

У НЕКОТОРЫХ НЕТ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО. И это и не хорошо и не плохо. Зато у таких людей все прагматично, но мне от этого не по себе.