Актуальное

Высокие нагрузки — повод помочь

09:02 / 16.03.12
6790

Недавно жителей области потрясло самоубийство школьника. Как стало известно из его предсмертной записки, роковой шаг он совершил из-за плохих оценок по математике.

Мы в социальных сетях:


Недавно жителей области потрясло самоубийство школьника. Как стало известно из его предсмертной записки, роковой шаг он совершил из-за плохих оценок по математике. Юноша страшился также выпускного экзамена по этому предмету. О том, как отражаются учебные нагрузки на психологическом самочувствии детей, как можно уберечь их от «бегства в смерть» мы поговорили с заведующей лабораторией психологов МАОУ «Планирование карьеры» Анной Трофимовой.

 

Анна Александровна, как помочь ребенку, если его угнетает неуспеваемость?

 

— Дать понять, что нет никакой трагедии в плохой оценке, что все можно исправить, пока ты жив. Тут многое зависит от чуткости родителей и тактичности педагога. Хороший учитель никогда не станет ругать, оскорблять ребенка, даже если он неисправимый троечник. Он всегда найдет, за что ребенка похвалить, сумеет подчеркнуть его достоинства и таланты. Нужно помочь ребенку осознать собственную уникальность, непохожесть на других. Это повысит его самооценку.

 

— Порой из-за оценок сильно переживают именно отличники…

 

— Действительно, они стремятся быть всегда и во всем первыми. Поэтому даже четверку воспринимают, как катастрофу. Но опыт неудач тоже важен – он делает сильнее, учит бороться, добиваться лучших результатов. Отличникам нужно внушить простую мысль: ошибок бояться не надо. Ошибка – это не провал, а точка роста. Если ты получил за контрольную работу более низкий бал, чем рассчитывал, не горюй, а поучи еще, тщательнее разберись в теме.

 

— Экзаменационная пора – тоже большой стресс для детей. Как его можно смягчить?

 

— В этот период очень важно отрегулировать режимы сна, питания, отдыха. Нарушение этих режимов негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка. Вообще, экзамен не столько проверка знаний ученика, столько его нервной системы. Однако стрессоустойчивость можно тренировать. Ребенок должен уметь концентрироваться на задаче и уметь расслабляться. Важно научить школьника контролировать свои физиологические способности – дыхание, сердцебиение. Ибо мысли приходят в спокойную голову.

 

— Многие ребята для ясности ума съедают несколько плиток шоколада…

 

— Горький шоколад действительно тонизирует нервную систему, питает мозг. Но нельзя забывать об обычной воде. Чтобы справится со стрессом, включить внимание, активизировать память за время экзамена нужно выпить не менее литра воды. Когда мозг интенсивно работает, он должен получать воду практически постоянно.


— Говорят, учебные нагрузки в последнее время значительно возросли.

 

— Правда, количество информации для запоминания стало больше. Но если раньше у ребенка кроме учебника и педагога ничего не было, то теперь хорошим подспорьем в образовательной деятельности стали мультимедиа, Интернет. Но они требуют от школьников большей дисциплины и самостоятельности в добывании знаний. Этим мы сейчас и занимаемся: учим ребенка быть менеджером самому себе – управлять своими силами, временем, питанием, настроением. При четком распорядке дня высокие нагрузки не столь ощутимы.

 

В детской, подростковой среде, наверное, бытует мнение, что если ты обращаешься к психологу, значит, ты ненормальный?

 

— Такой стереотип был широко распространен еще лет пять-семь назад. Но психологическая культура постепенно развивается. Дети уже меньше стесняются обращаться к психологу, и во время беседы бывают очень искренни.

 

Чаще всего они жалуются на трудности во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и учителями. Сетуют на то, что их никто не понимает. Испытывают одиночество, мучаются комплексом неполноценности.

 

Пожалуй, в каждом классе есть изгой или «чучело», которые терпят нападки и насмешки одноклассников…

 

— По тревожному сигналу мы стараемся гармонизировать отношения внутри класса, сгладить конфликты. Во многих школах действуют переговорные площадки, на которых поссорившиеся дети при участии психолога могут выяснить отношения. Кстати, «козел отпущения» – это вовсе необязательно немытый двоечник. Это может быть тихий ботаник, слишком воспитанный, чтобы хамить в ответ. Обычно на таких детях одноклассники вымещают свои обиды, выплескивают агрессию.

 

 

И все-таки, если школьника изо дня в день унижают, у него может развиться депрессия. Как обнаружить внутренние проблемы ребенка?

 

— Насторожить может и подавленное настроение, и негативные высказывания: «У меня ничего не получится», «Все равно никто не поймет». Важно уловить изменения в поведении учащегося. Например, ребенок был спокойным и уравновешенным, а вдруг стал шумным и развязным. Или наоборот: был общительным и веселым, а стал грустным и замкнутым. Все это признаки душевного неблагополучия. На них нельзя закрывать глаза. Своевременное участие и поддержка могут уберечь ребенка от непоправимого поступка.

 

Ольга Ярусова