Представители авиакомпании «ЮТэйр» выступили с предложением о сотрудничестве к областным властям. У авиаперевозчиков готова комплексная программа по участию в пожаротушении лесных массивов. В Томск «ЮТэеровцы» заходят не с пустыми руками, для демонстрации возможностей своего парка вертолетов они привезли многофункциональный одномоторный вертолет французского производства Eurocopter AS350 Écureuil. Компактная и экономно расходующая бензин машина отличается, по мнению специалистов, превосходными летно-техническими характеристиками и может использоваться как для патрулирования и спасательных операций, так и для пожаротушения.
Eurocopter AS350 может на внешней подвеске поднять до 1,5 тонн воды, конечно, для крупного очага возгорания этого не хватит, но, вспомните, сколько леса выгорело прошлым летом из-за того, что не было возможности загасить локальные участки. А используя такую небольшую и быструю машину, можно без особого труда задавить пожары в зародыше.
Кроме того, «ЮТэйр» предлагает области не только вертолет, но и комплексную услугу в тушении пожаров по системе «все включено». Предполагается, что если соглашение между авиаперевозчиками и регионом будет подписано, то будет сформирована система постоянного дежурства вертолетов на посадочных площадках, близких к потенциальным очагам возгорания. По словам заместителя губернатора Томской области по промышленности и ТЭК Леонида Резникова, новый подход к пожаротушению представляет для региона интерес.
«На презентации нам предлагают новую систему работы – не покупка вертолета и полет часов, а приобретение программы, которая от начала до конца будет выполнять конкретную, поставленную регионом задачу», — пояснил он.
При этом, изменение в системе оплаты вызвало у многих массу вопросов. Авиаперевозчики предлагают не почасовую оплату, а за выполнение конкретного задания. Но, как считает замгубернатора по промышленности и ТЭК Леонид Резников, для области это в любом случае выйдет дешевле.
«Многим из нас придется что-то изменить в своих мозгах. Мы привыкли покупать объемы, часы, километры, кубатуру. В моем понятии, это обойдется значительно дешевле, чем то, что использовалось раньше. Мы платили за час полета, за километры, за тонну – все это считалось как счетчик, накручивалось бесконечно на протяжении времени необходимости оказания услуги. Сейчас предлагается программа, работающая уже в ряде других регионов: заключается договор с компанией, которая за фиксированную сумму предлагает набор услуг «под ключ», — рассказал чиновник.
Инициативой представителей «ЮТэйр» заинтересовался и заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Андрей Жилин, присутствовавший на встрече. По словам московского чиновника, программу необходимо как следуют проработать, а потом ее спокойно можно будет применять на практике.
По сути, пока еще рано говорить, будет ли заключено соглашение между «ЮТэйр» и регионом, все решится на конкурсной основе.
Фото: Андрей Пономарев