Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД»


Пр. Ленина, 44.   

     

Музей был учрежден в 1989 г. и стал первым музеем истории политических репрессий на всем постсоветском пространстве и единственным в Российской Федерации, размещенным в исторически реальном месте - помещениях бывшей следственной тюрьмы Томского горотдела ОГПУ-НКВД, существовавшей здесь в 1920-1940-е гг. Здание было построено в 1894-1896 гг. по проекту городского архитектора В. В. Хабарова для церковно-учительской школы при архиерейском доме (с 1909 г. – Духовная консистория). В 1950-1980-е гг. в здании размещались квартиры сотрудников УВД, школа технического творчества.

Постоянная экспозиция музея включает реконструированный тюремный коридор, камеру для подследственных заключенных, интерьер кабинета следователя. В четырех залах музея (бывших камерах) расположены разделы постоянной экспозиции. Среди экспонатов – подлинные документы, копии следственных дел, письма и записки из тюрем, личные вещи репрессированных томичей, а также предметы быта и искусства, изготовленные заключенными в лагерях и ссылках.

Первым почетным посетителем музея  стал писатель, лауреат Нобелевской премии А. И. Солженицын, посетивший Томск в 1994 г. во время возвращения на Родину из изгнания.

На прилегающей к зданию территории разбит сквер Памяти, где установлены памятник жертвам большевистского террора на томской земле и памятные знаки, посвященные репрессированным народам.

Memorial Museum “Remand Prison of the NKVD”


44 Lenina Ave.     

   

This museum was established in 1989 and was the first museum of the history of political repressions on the post-Soviet area and the only in the Russian Federation, located in a real historical site: the premises of former remand prison of Tomsk City Department of United State Political Administration People’s Commissariat of Internal Affairs. This prison was located in this building in 1920-1940s. The building was constructed in 1894-1896 according to project of city architect V. V. Khabarov for church teaching school which belonged to clergy house (since 1909 – Theological Consistory). In 1950-1980s there were the apartments of Domestic Affairs Council and the school of industrial creative work.

The constant exposition includes a reconstructed prison corridor, a cell for prisoners on trial, and an investigator’s study. Four museum halls (former cells) contain different sections of the exposition.

The first honourable museum visitor was the writer, Nobel Prize winner A. I. Solzhenitsyn who came to Tomsk in 1994 during his return to Motherland from expatriation.

There was Memory Park made near the building where there was a memorial established which is dedicated to all the victims of bolshevist terror on Tomsk land.