Актуальное

Васильев: Нас накроет китайская волна

18:30 / 05.11.13
19965

В Томск приезжал известный историк моды, телеведущий и драматург Александр Васильев.

Мы в социальных сетях:

 

Васильев: Нас накроет китайская волнаВ Томск приезжал известный историк моды, телеведущий и драматург Александр Васильев. Перед спектаклем на пресс-конференции он ответил на несколько вопросов журналистов.

— Известно, что вы ведущий и историк мировой и российской моды, и в тоже время  Вы активно участвуете в различных программах, гастролируете по стране. Как у Вас хватает на все энергии совмещать научные исторические исследования и публичную деятельность? Не опустошает ли постоянная занятость?

— Я стараюсь поменьше спать и побольше работать. Я не курю, стараюсь не принимать спиртные напитки, разве что шампанское. Слежу за своим здоровьем, верно питаюсь. Мне хватает времени на все. Если бы у меня не было столько гастролей, у меня не было бы такой возможности пополнять свою коллекцию. Вчера в Америке был большой аукцион. Продавалась часть фондов двух американских музеев: Бруклинского и Метрополитена. И большая коллекция Cristian Dior. Я был среди лидеров покупки, потому что смог приобрести экспонаты для своей коллекции, которая насчитывает теперь уже около 50 тысяч экспонатов. Для сравнения хочу сказать, что в Томском Художественном музее – 15 тысяч экспонатов.  Поэтому написание книг для меня затруднительно из-за очень напряженного графика съемок и разъездов. И я стал выпускать меньше книг, у меня их уже 32, и я имею право на какой-то академический отпуск.

— Какая книга пользуется у вас успехом?

— У меня нет любимых книг, я больше читаю мемуарную литературу. Для меня очень важны свидетели эпохи. Последнюю книгу, которую я читал вчера,  была книга моего ученика Игоря Оболенского. Он написал целый ряд книг о грузинских красавицах, о матери Сталина, о современниках Пастернака и мне нравится стиль его письма. Я читаю с удовольствием.

— Известно,  что вы дружили с писательницей Ириной Одоевцевой.  А как она относилась к моде?

— Она относилась очень положительно,  потому что до конца своих дней носила парик по моде 60-х годов и прятала под париком деньги. Она боялась ограбления и считала, что под париком их никто не обнаружит. Она складывала купюры стопочками, клала на макушку и сверху надевала парик. Это было очень забавно и очень интересно, потому что говорила: «воры точно не догадаются».  Женщина она была очень эффектная, жеманная. Жила  в большой квартире в Париже на улице, которая называлась Касабланка. Я много раз бывал у нее и перед ее отъездом в Петербург приобрел ее мебель. Она сейчас у меня в Париже стоит. Один из ящиков комода не открывался, но открылся у меня, и там я обнаружил очень много рукописей стихов. Также часть ее гардероба у меня. У меня также находилась ее пишущая машинка «Ундервуд». Я передал ее в музей Ахматовой в Петербурге.

— На Ваш взгляд сегодня можно стать гуру моды, если не пожить в Париже?

— Если это не Париж, то хотя бы в Лондоне поживите или в Нью-Йорке. Надо пожить в  какой-нибудь столице моды.  Конечно, трудно стать гуру моды, не выезжая из Сибири. Не потому что Сибирь плохая, очень красиво, ваш город мне очень понравился.  Я впервые в Томске, и он произвел на меня самое благостное впечатление архитектурой. Я только успел посетить мой отель и Художественный музей. Я провел там час с лишним.

— Не обидно ли Вам, как историку моды, что нынешнее общество выглядит так серо и не стремится самовыразиться за счет одежды? А человек, одетый в духе последних тенденций, вызывает неадекватную реакцию на улице?

— Я с Вами абсолютно не согласен. По той простой причине, что обидно должно быть людям, которые одеваются серо, а не мне. Мне не обидно совсем. Я же вижу только очень радостную реакцию. Люди бегут ко мне с фотоаппаратами и просят сфотографироваться. Бегут ко мне с открытками, просят автографы.   Поэтому я совершенно не согласен с мыслью, что человек, который одевается стильно, а не как городской сумасшедший, вызывает негативную реакцию общества.   Меня сегодня встретили три стильных дамы. Они одеты совсем не серо и я не думаю, что их хочет кто-то побить.  И не ходите там, где вас бьют, обходите эти районы.

 

— В нашем  городе неделю назад прошла акция за отказ от использования меха в одежде. Как вы относитесь к тому, что в последнее время в мире идет активная пропаганда отказа от меха и натуральной кожи?

— Убивать животных очень жестоко. Но  тогда не надо есть рыбу, тогда не надо есть икру -это тоже убийство, не надо есть яйца — это убийство зародыша. Будем ходить всю зиму при морозе в резиновой обуви, пускай мы немножечко промерзнем, не будем носить сумки из кожи, прекратим использовать бумажники. Вы считаете, что такое общество может существовать?  Кто хочет – тот пусть отказывается.

— На ваш взгляд, кто чаще всего совершает ошибки в своем стиле: мужчины или женщины?

— Мужчины конечно.

— Какие самые раздражающие Вас ошибки?

— Челка у мужчин, как у ребенка восьми лет. Это выглядит так ужасно. То есть они все время  в детстве, как мама их подстригла в дошкольном возрасте, так они и хотят всю жизнь так и проходить.

— Благодаря Вашим лекциям мы знаем, что Петербург считался самой элегантной столицей Европы. Как он мог этого достичь и возможно ли возвращение?

— Тогда же были культурные люди, тогда были аристократы, дворяне, двор. Тогда были иконы стиля, тогда русское искусство правило миром. Были Дягилев, Анна Павлова,  Рубинштейн. Мы сейчас никем не можем похвалиться. У нас самая стильная Рената Литвинова. Я ее обожаю, она моя подруга. Но для такой большой страны должен быть кто-то еще.

— Вы говорили в одном из интервью, что мы ненавидим собственную культуру в России и не используем свои бренды. На Ваш взгляд, в чем причина этой ненависти и как с ней бороться?

— Большинство россиян пролетарского или крестьянского происхождения. Им стыдно, что прабабушка была крепостной крестьянкой. Им стыдно, что её пороли. Им стыдно, что она ходила в сарафане или в платке. Мы единственная страна, в которой ни в какой форме народный костюм не дожил до наших дней. Если вы поедете в Испанию, в Баварию, в Шотландию, во Францию, в Турцию, в Австрию вы всегда увидите элементы народного костюма. У нас ни один мужчина не носит косоворотку. А если он носит, значит, он националист. Никто никогда не носит сарафан, если его не продиктовали в Милане.  Никто никогда не наденет кокошник даже на свадьбу. На свадьбу – то самый повод. И эта страсть к тому, что все должно быть из Милана или Парижа, говорит о незатейливой культуре.

— Есть определенная взаимосвязь между историей и модой. Начались крестовые походы, появились пояса верности. На сегодняшний день существует такая взаимосвязь?

— Сегодня в моде, во-первых, стиль грандж, это стиль кризисной Европы, когда денег нет ни у кого и  ни на что. Рваные джинсы, спонтанная обувь, распущенные волосы, клетчатые рубашки. Прошло 25 лет, сменилось целое поколение  и стиль грандж вернулся.

С другой стороны, огромное влияние мусульманской культуры, а именно мужская обувь без носков, которую сегодня носят. Затем мода на узкие брюки под юбкой, которую носят женщины. Мода за зеленый цвет, а это цвет религиозного стяга мусульманских стран. Мода на платки, которым модницы часто закрывают волосы.

Будут большие перемены в моде. Перемены появляются тогда, когда еще больше мужчин убито, еще меньше свободных женщин. Всегда война главный двигатель моды, если не война, то революция.

— Что сегодня важнее для модельера: отточенный и безупречный вкус или самобытность и узнаваемость.

— Отточенного и безупречного вкуса сегодня не бывает, потому что 21 век разрушил все представления о вкусе 20 века. Новый век — новые вкусы. Сегодня те сочетания цветов, которые являлись неудобоваримыми, сегодня считаются прекрасными. Например, коричневый и черный, синий и черный, красный и оранжевый, бордовый и красный, голубой и розовый.

Самобытность  тоже очень трудна, потому что сейчас, не читая подпись можно сбиться, потому что сейчас они все очень похожи. Дизайнер, работающий  в России, должен думать о размерной сетке. Надо делать не на манекенщицу, а на русскую женщину. А на русскую женщину ходовые размеры – 48, 50, 52, 54 и 56. Мой ученик, Кирилл Гасилин, продает через интернет-магазин,  делает до 54 размера. А западные дизайнеры часто делают вещи на точеную фигурку.

— Как вы думаете, интернет на моду влияет?

— Во-первых, моментальная информация. Раньше все стремились на показы моды, стояли в очереди. Теперь это никому не надо, потому что в этот же день все выложено.  В любом уголке мира вы можете увидеть любую коллекцию. И в этом смысле интернет очень подтянул русскую моду. Если раньше тенденции в эпоху СССР проникали с десятилетним опозданием,  то сегодня российские модницы самые отчаянные. И их очень любят на Западе за покупательную способность. Российская покупательница сейчас богата, в отличие от европейской. Продажи предметов «люкса» в сторону бывших стран СНГ составляет 27% импорта, а внутренний рынок составляет только 5% производства. Они шьют Chanel, Dior, Yves Saint Laurent, но не носят.  А носят иностранцы.

Потому что в России 55% женщин на 45% мужчин. Если женщины не будут обращать на себя внимание, они останутся бесхозными.  Мечта женщины все время о каком-то несуществующем  принце, потому что никого княжеского воспитания здесь мальчикам не дается. А девочек наоборот балуют и воспитывают в очень капризной манере. Поэтому российские женщины чаще покупают одежду, чем их западные одногодки. Если вы посмотрите на сегодняшнюю парижанку, то она поразит вас своей небрежностью, отсутствием макияжа, прически, каблуков. Треть французов – выходцы из арабских стран.  Они не хотят, чтобы эта треть приставала к ним каждый день. Поэтому они не носят ни каблуки, не носят те фасоны, которые будут вызывать все мужские плоские чувства.  В отличие от россиянок, которые ищут свою судьбу каждый день за остановкой автобуса.  Она одевается сразу: и на работу, и на свидание, и даже в морг.

— Как будет жива мода в 21 веке?

 — Конечно же будет. Но в основном  восточная, не европейская. Главный потребитель моды на Востоке. Мусульманская мода победит в следующие 25 лет, а затем нас накроет китайская волна.  Но это будет через 50 лет.

— Вы ведете лекции на 4 языках, сотрудничаете с известными театрами мира,  по Вашим книгам снимают фильмы, и при этом Вы ведете передачу «Модный приговор».  Скажите пожалуйста, почему? Там ведь речь не идет о высоком и изящном.

— «Модный приговор» дает прекрасную возможность осуществлять другие проекты. Я очень рад возможности участия именно в этой  программе. Возможно, всего другого без съемок на телевидении я осуществить бы не мог.

— Александр, назовите 5 книг о моде и стиле, которые Вы можете порекомендовать, кроме Ваших?

— Первую книгу, которую я вам советую прочесть, это книга, которая написана сыном Чарльза Фредерика Ворта «Ворт: век моды». Дальше я советую прочесть книгу Аниты Латур «Волшебники парижской моды». Третья книга – это книга Поля Пуарэ «Одевая эпоху». Это один из главных конкурентов Шанель, который создал образ женщины 20-века, сняв с нее корсет.  Еще очень рекомендую книгу Эльзы Скиапарелли «Моя шокирующая жизнь».

— Что может позаимствовать мода из Сибири?

— Валенки, ушанки, теплые вещи из Сибири. Но конечно у меня было неверное представление о Сибири. Я все время думал, что в Сибири везде тайга.  Но меня везли из Новосибирска сюда по полям. И я спал, но время от времени просыпался: опять поля. Где же вот эти чащи? А Томск мне показался степным городом.

— Как относитесь к введению школьной формы? Как можно привить вкус и стиль ребенку, если он будет все время в одном и том же?

— Форма существует во всех странах, так же как и военная форма, и медицинская. Ведь ребенок в школе 5-6 часов в день, а  дальше он может одеваться совсем по — другому.  Есть еще и суббота и воскресенье, где он может проявлять себя. Я считаю, что школьная форма нивелирует социальное неравенство в нашей стране. Тем не менее, в  любом случае, это неравноправие будет прослеживаться, потому что они будут носить более дорогие портфели, туфли. Они будут пользоваться более дорогими ручками, но внешне это не будет так бросаться в глаза.  Я  учился в привилегированном классе, где были дети очень богатых людей. Отличалась одна, на переменах она достала бутерброды с икрой и демонстративно их поедала. Ничего плохого в этом нет, это простое отсутствие чувства такта.

— Каковы ваши планы в театре?

— Сейчас я готовлю две постановки в театре, что для меня необычно. Раньше я готовил по восемь в год, но работа на телевидении, гастроли не позволяют мне сделать это. Я готовлю сейчас в Академическом Большом театре  Минска балет «Лауренсия» .  И я готовлю также костюмы в театре Моссовета к спектаклю «Горе от ума».

Напоследок Александр Васильев поделился впечатлениями о Томске.

«Я никогда не был в вашем городе, но был наслышан о красоте архитектуры и стиле. А когда я был очень молод,  мне удалось напасть на один удивительный клад. Я нашел на помойке Чистых прудов архив одного томского профессора университета Мокринского. Это был профессор юриспруденции в конце 19 – начале 20 века. В бытность деканом профессора Илловайского. И огромное количество записок томского университета, которые выкинули вместе с сундуком одежды дочери профессора Кины Москринской. И мне было приятно вот так  приобщиться к культуре Томска. Может кто-то интересуется историей и знает этих профессоров, которые были тут более ста лет назад.

И также один из моих близких друзей, балетный танцор Италии Владимир Деревянко, уроженец города Томска. Он считается мировой звездой балета. Он был солистом Большого театра, но 1982 году остался в Италии и сделал там карьеру.