Актуальное

Дидюля: «Я против любой цензуры в творчестве»

13:29 / 17.02.14
6979

Вчера в Томске с новой программой выступил известный музыкант Дидюля.

Мы в социальных сетях:

 

Дидюля: «Я против любой цензуры в творчестве»Вчера, 16 февраля, в томской филармонии с новой программой «Musique du Soleil» выступил Дидюля.

 

Напомним,  Валерий Дидюля — гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик и лидер одноименной инструментальной группы. Его коллектив играет музыку разных стилей: от нео-фламенко до рока и фолка. Группа «ДиДюЛя» дает около 150 живых концертов в год —  как в России, так и за рубежом.

 

Послушать музыку солнца собрались многие томичи. В зале почти не было свободных мест. Каждое произведение Дидюли встречалось и провожалось бурей аплодисментов. Журналисту портала tomsk.ru удалось пообщаться с артистом после концерта.

 

— Вы уже не первый раз в Сибири. Как вам Томск и Сибирь в целом?

 

— Томск очень музыкальный, хороший зал, зритель, который нас любит. Что еще может быть лучше? Поэтому мы приезжаем сюда с радостью, так как видим здесь друзей и единомышленников. Людей, которые раскусили наше творчество. Вникли в него, полюбили. Сибирская публика открытая, достаточно эмоциональная. Тут же и зимы бывают суровые, иногда хочется укутаться. Поэтому климатические условия влияют на эмоциональность. Но в целом Сибирь, такие города как Томск, Омск, Новосибирск, Красноярск классные.

 

— Вы недавно подали протест против выбора артиста на конкурс «Евровидение». С чем это связано и как двигаются дела в этом направлении?

 

— Мне не нравится порядок голосования и отбора музыкантов на «Евровидение» в Беларуси. Я хочу его изменить. Я писал письмо в Министерство культуры и президенту Лукашенко. Мы ждем ответа и будем бороться за правильное и честное голосование, по крайней мере, в музыке. Чтобы не кучка продюсеров решала, кто едет и представляет республику, а все-таки голосование телезрителей, ради которых и устраивается этот праздник. Так уж получилось, что я в него окунулся и поучаствовал, как композитор и как продюсер номера, прикоснулся и увидел все изнутри, и совершенно с этим не согласен. Мне хочется, чтобы музыканты руки не опускали, их нужно поддерживать и подбодрить. Мне то что, а вот следующие, кто будет подавать заявку, должны иметь шанс. Потому что в данном случае у них шанса нет. Собираются два-три человека в комнате, закрываются, берут своего исполнителя, который будет представлять страну. А все голосование зрителей аннулируется. Все деньги, все эмоции, все время, которое тратила страна, все не нужно.

 

— А что подвигло Вас участвовать в «Евровидении»?


— Появилась песня. И дружба с Джо Линн Тёрнером, потрясающим певцом, бывшим солистом группы «Deep Purple». Уникальный поэт и текстовик, имеющий звание бакалавра по английскому языку, написал текст. И эта песня долго лежала у меня на полке. И так совпало, что затем появился певец, появилось предложение. Я воспринял это как знак. Есть повод, есть Беларусь, моя родина. И мы поехали, с удовольствием там выступили, заняли второе место. За нас проголосовало большое количество людей. И песня без претензий на хит, это мощная, вдумчивая песня. Это интересная идея: танец с элементами сурдоперевода. Девушка танцует и пересказывает текст песни языком глухонемых.

 

— Вы писали музыку для некоторых фильмов. Скажите, проще ли писать музыку на заданную тему?

 

— Я не писал музыку, музыку всегда брали режиссеры уже готовую.  Я не пишу музыку на заказ, у меня не получается. Нет того градуса откровенности, нет той истины, когда музыка просто опускается и живет своей жизнью. Музыка – это большая загадка, я вообще себя ощущаю проводником в мире музыки. Я просто улавливаю эти мелодии, превращаю их в осязаемые произведения. И, слава Богу, я могу играть их на концерте живьем. Они живут не просто на пластинках и в Интернете, они еще живут на концертах в живом воплощении. Притом очень мистическом, очень загадочном, и очень энергоемком воплощении. А такая музыка под заказ точно не рождается.

 

Когда ко мне обращаются режиссеры, я им предлагаю свои десять альбомов: вот, пожалуйста, выбирайте. Так было и с Балабановым, и с Кончаловским. Также и со спортсменами. И здорово, что моя музыка приносит победы — и чемпионские, и олимпийские.

 

— Вы допускаете, что хорошую музыку можно писать под заказ?

 

— Конечно допускаю. Есть потрясающие композиторы, это и Эдуард Артемьев, и Эннио Морриконе. Они именно от кино, от картинки, от идеи создают музыку. У меня другой путь. Я пробовал писать, что-то получалось, но для меня моя планка качества тут не работает. Музыка для меня большая тайна и загадка. Пусть она такой и остается, у меня другой путь.

 

— А как вы относитесь к тому, что некоторые музыканты выкладывают свои произведения в Интернет, а затем выпускают полноценный альбом?

 

— Это здорово, если у музыканта есть возможность организовать свое дело так, чтобы новые композиции выходили на альбоме и приносили доход. Но это сложно. Наша страна еще не имеет цивилизованного музыкального рынка. У нас нет правовых рамок и барьеров, которые позволяли в правовом русле музыкантам работать и зарабатывать. Потому что это совершенно нормально, когда человек сочинил удивительную музыку, и он ее потихоньку и понемножку продает. Тем самым возвращая деньги на потраченный музыкальный инструмент, на  бессонные ночи. Творческий путь очень сложный, и ему нужно еще и научиться. Он обесценен достаточно серьезно в нашей стране, и не только музыкантов, но и поэтов, художников, литераторов и ученых. И поэтому я хочу, чтобы рынок в нашей стране встал быстрее  на цивилизованные рельсы. Чтобы музыканты даже со своих небольших синглов могли немного зарабатывать. Могли выкладывать на легальные ресурсы, где люди за пять, за десять или пятнадцать рублей могли купить тот альбом, который им нравится. Тогда и музыка будет развиваться. У музыкантов будут средства купить не одну гитару, а две. Тогда и живые концерты будут интереснее и ярче.

 

— А как вы относитесь к цензуре в творчестве?

 

— Я не понимаю этого. В большей степени это реклама, тем более дешевая реклама. Вообще цензура бесполезна. Тем более в такое время как сейчас, когда есть Интернет, когда мир прозрачен, когда разрушены границы. Когда все становится настолько быстро узнаваемым, благодаря виртуальной сети. Что можно скрыть сейчас, когда любая информация мгновенно появляется в Интернете. Совершенно глупо устанавливать рамки, границы, барьеры и занавесы, создавать цензуру. Это ни к чему не приведет. Более того, раззадорит людей еще сильнее, которые отгораживаются от той или иной музыки.  Тоже самое и с детьми. Детей родители должны воспитывать. И они уже сами будут решать смотреть или не смотреть тот фильм или концерт. А не государство, которое устанавливает какие-то рамки. Я против всякой цензуры и барьеров. Открывайте сеть и окунайтесь в любое пространство: хоть в помои, хоть в божественное.

 

— Сейчас многие музыканты, певцы и актеры  высказывают свою гражданскую позицию. Как Вы относитесь к этому?

 

— У меня своя позиция. Музыка гораздо выше находится политических неурядиц, бытовых  и социальных проблем. Она призвана дарить свет, надежду. Она дает созидательную энергию человеку, чтобы он мог вытащить себя из всех сложных ситуаций. Для этого существует Чайковский, он вне политики, для этого существует Бах, это космическая музыка, и так далее. Я хочу, чтобы моя музыка была такой, чтобы она помогала жить. Надо радоваться жизни при любом раскладе.

 

Взять например,  «Евровидение». Я не хочу под флагом своего творчества или под флагом своих поклонников чего-то добиваться. Нас и любят за то, что мы в космос уводим.

 

— Томск достаточно музыкальный город. Что можете пожелать томским музыкантам?

 

— Интересоваться жизнью, быть любопытным, ничего не бояться. Здорово, что сейчас есть возможность учиться, смотреть на других музыкантов, конкурировать. Может быть в Томске совсем не большая конкурирующая среда, но надо смотреть на мировых лидеров. Смотреть какие у них фишки, как они подходят к делу, трудятся. Вообще надо научиться трудиться. Найти любимое дело, любимый стиль в музыке. Потому что, когда человек занимается любимым делом, оно у него получается намного быстрее, чем нелюбимое. Можно взять какой-то дело, денежное, но не любимое, и это будет жизненная катастрофа. И наоборот, не денежное, но любимое дело поможет достичь безмерных высот. Определиться с любимым дело – это 50% успеха.

 

Ну и приходите к нам на концерт, все это вы увидите у нас на концерте: любимое дело, лучших музыкантов, шикарный концерт и удивительную музыку.


Фото взято с официального сайта группы.