Авторские материалы

Жёлтый автобус по ГОСТу

22:34 / 06.08.14
2288
Мы в социальных сетях:

В американских фильмах и мультиках мы постоянно видим, как школьники в форме ездят на уроки в больших жёлтых автобусах с весёлым или, наоборот, хмурым водителем. И мы как-то не привыкли, что такие же школьные автобусы, адаптированные под наши дороги, могут ездить и постоянно выполнять те же функции и в России. Однако это есть, и выглядит почти так же, как и в Америке. Часто на улицах города можно увидеть жёлтые ПАЗики и даже «Пежо», на которых крупно написано «ДЕТИ». Вот это они и есть — знаменитые школьные автобусы.

Уже прошло то время, когда в общем образовании всё было самое старое и самое изношенное. Государство повысило приоритет финансирования общеобразовательных организаций,  результаты такой политики уже налицо и в Томской области. Одно из таких полезных преобразований — массовое обновление школьного автопарка.

— В регионе уже запущена программа «Развитие общего и дополнительного образования в Томской области на 2014-2020 годы», в рамках которой в этом году запланировано приобретение 37 школьных автобусов, — рассказал глава областного департамента общего образования Александр Щипков. — На начало июля было куплено 16 новых автобусов, и работа по их приобретению продолжается. Всего на обновление автопарка в этом году планируется направить средства областного бюджета в размере 24,6 миллиона рублей. Всего для подвоза детей в школы на постоянной основе осуществляется эксплуатация 213 автобусов, из которых в прошлом году было заменено 38 единиц на сумму около 17 миллионов рублей.

В чем же уникальность автобусов именно под школьные нужды, раз конкретно на них выделяются деньги, производятся специальные закупки, ведётся строгий подсчет и создаются ГОСТы?

В общем образовании сейчас в очень большом приоритете — безопасность детей, причем в гораздо большей степени, чем в любимое многими советское время. 

— Мы в школе как-то смотрели с детьми фильм про послевоенные времена, — рассказывает учитель русского языка и литературы кисловской школы Светлана Хатькова. — Все смотрели на события, что происходили на экране, а мы с учителями запомнили одно: детей «на картошку» там везли в кузове грузовика. Всё было так весело, задорно, а у нас кровь застыла в жилах: а как же безопасность?!

Вот эта самая безопасность детей, в частности, в транспорте, сейчас пестуется настолько, что в специальных школьных автобусах есть целая куча приспособлений, которые без опытного механика не обойти, да и не надо. Например, во всех таких машинах есть ограничитель скорости. При всем желании водитель на трассе не сможет разогнать этот транспорт больше60 километровв час. Вот никак. А ещё в этих автобусах обязательно должны быть ремни безопасности и специальная выдвигающаяся подножка внизу ступенек. Ну и, конечно, автобус обязательно должен быть жёлтого цвета. И ещё одно современное нововведение — обязательное наличие спутниковой системы ГЛОНАСС в каждой машине. К оснащению автобуса добавляются и правила самой перевозки: в непогоду нужно специальное разрешение ГИБДД на транспортировку детей, если его не дают, то дети сидят дома — своеобразная «актировка». Еще на выездах (дети на автобусах ездят не только в школу, но и на мероприятия) в автобусе обязательно должно быть не меньше двух сопровождающих, закреплённых приказом школы.

Нормативный срок эксплуатации школьного автобуса составляет десять лет, причём он должен проходить регулярные технические осмотры. Если было выявлено хоть какое-то нарушение, автобус в рейс не выпускают. Для некоторых населённых пунктов Томской области такое событие может стоить пропущенных уроков нескольким десяткам школьников. Так, в средней школе деревни Турунтаево Томского района на автобусе в школу ездят 40 учеников из двух соседних деревень, до которых по15 километровдороги.

— У нас на подвозе два автобуса, — сообщает директор турунтаевской школы Евгений Белоногов. — Одному всего три года, а второй как раз в этом году отпраздновал свой десятилетний юбилей. Проблем с ним у нас не было, мы всегда вовремя устраняли все неполадки. Однако срок эксплуатации окончен, и районное управление образования приобрело для нас новый ПАЗ.

Всего, по словам главы Томского района Владимира Лукьянова, муниципалитет в этом году покупает 15 автобусов: восемь ПАЗов, шесть Peugeot или Citroen и один Ford Tranzit. ПАЗы уже нашли своих хозяев — это Петуховская, Турунтаевская, Кафтанчиковская, Малиновская, Рассветовская, Новорождественская, Нелюбинская и Молодёжнинская школы Томского района.

— География нашего района сама подталкивает нас к необходимости всегда вовремя обновлять школьный автопарк, — поясняет начальник районного управления образования Сергей Ефимов. — Например, в городе подвоз детей ничтожный, проблема дороги до школы решается просто: ребёнок садится на троллейбус самостоятельно и спокойно едет на уроки. В нашем районе так просто эту проблему не решить. У нас на подвозе около полутора тысяч детей ежедневно к местам обучения и обратно. За прошедшие три года благодаря трудам главы района автопарк обновился почти полностью. В этом году в июле мы купили уже 27 единиц техники, и к концу года у нас не останется ни одной устаревшей машины.

Однако, хотя средств на новые автобусы и хватает, проблем с их покупкой избежать не удалось. И самым главным препятствием между школьниками и новыми автобусами стал 44-й федеральный закон о госзакупках.

— Обязательно должно быть двое участников конкурса на закупку, — поделился Сергей Ефимов. — По большому счёту, производитель именно таких автобусов, пригодных для перевозки детей, только один. И второго приходилось искать, чтобы кто-то вышел, зарегистрировался, внес обеспечение, да еще и снижение первоначальной стоимости дал. Это было очень непросто.

Впрочем, эта проблема тоже касается не всех. Например, в Асиновском районе, по словам начальника районного отдела образования Виктора Казарина, все школы имеют статус автономных и могут покупать автотранспорт, не объявляя аукционов. Из 19 автобусов на подвозе в этом году по такому принципу заменено уже два. Хотя многие юристы считают, что покупки на такие крупные суммы в обход аукциона могут вызвать некоторые проблемы в части исполнения закона.

Вера Правдина

Фото предоставлены управлением образования администрации Томского района