Авторские материалы

Алексей Шпомер: Об имитационной деятельности и велодорожках

14:00 / 30.09.14
3366

Алексей Шпомер о том, почему Томск ждет транспортный коллапс и для чего нам нужны велодорожки

Мы в социальных сетях:

Координатор Профсоюза граждан России Алексей Шпомер давно стал одним из тех людей, чье имя постоянно на слуху. Все томичи слышали – в том числе из новостей – что некто Шпомер устраивает митинги, направляет городским властям открытые письма, собирает подписи, но мало кто знает, чего на самом деле добивается этот активист. Об одном из главных детищ Алексея, проекте строительства велодорожек в Томске, он и рассказал сам в этом интервью.

Добрый день, Алексей. Расскажите про свой проект. Что вы предлагаете сделать?

Здравствуйте! Этот проект не только о велодорожках, он даже больше о пробках – о том, почему они  в Томске. И как этого избежать.

Как и Владимир Путин, я овладел определенной методологией, основанной на научных изысканиях питерского академика. Эта методология позволяет просчитывать долгосрочно в будущее какие-то варианты. Именно благодаря этой методике внешняя и внутренняя политика нашего президента так успешна.

Я увидел определенный сдвиг, вектор в будущее, неправильный по своей сути – это неправильная градостроительная парадигма, по которой стал развиваться город Томск. В связи с тем, что общественная формация у нас сменилась с социализма на капитализм, мы пошли по пути дикого капитализма. А это путь мегаполисной урбанизации. Сейчас Томск повторяет путь, которые уже прошли крупные мегаполисы — Нью-Йорк, Амстердам. У нас был шанс обойти это. Грубо говоря, умные учатся на чужих ошибках, дураки — на своих. Мы поступили как дураки, провозгласив при этом лозунг «Томск — умный город».

Расскажите подробнее: о какой парадигме речь?

Суть в том, что строительные корпорации, которых расплодилось много в городе Томске, имеют одну цель — получить максимальную прибыль, как и любой другой бизнес. Как они могут получить максимальную прибыль? За счет наибольшей стоимости жилья — а самая высокая она в центре города. Поэтому им выгодно построить как можно больше высотных домов в центре города, максимально их заселить или сдать под офисы и получить наибольшую прибыль. Соответственно, люди, которые пойдут в эти офисы или будут жить в этих квартирах, утром выйдут и поедут на работу или наоборот — и будут пробки. Никакие развязки, даже самые крупные — и это показал опыт западных мегаполисов — здесь не выручают. Пусть бы там они построили трехуровневые, пятиуровневые — это бесполезно и при таком количестве автотранспорта не сыграет роли.

В вашей программе содержится какой-то выход из этой ситуации?

Я и мои соратники говорим, что надо развивать велодвижение и принять тот выход, к которому пришли на Западе, столкнувшись с этой проблемой – это парадигма градостроительства усадебно-ландшафтного типа. Такая парадигма известна россиянам по фильму «Одноэтажная Америка». Такие бетонные коробки, как у нас, строят уже только в отсталых странах, странах третьего мира. Во всем развитом мире уже ушли от этого.

По-хорошему, депутаты должны были поставить запрет на строительство многоэтажных домов в центре. Но мы видим совсем другую ситуацию — свежий пример: возьмем шестнадцатиэтажку, строящуюся возле дворца спорта. Общественность восстала, даже мэр города пытался противодействовать, но не хватило полномочий, ресурсов. А депутаты, если бы им небезразлично было будущее Томска, могли бы поддержать. Но они не будут этого делать. Почему? Потому что в думе у нас кто — строительное лобби. Каждый второй депутат — непосредственно строитель. Допустим, господин Испирян, господин Замощин, господин Байрамов. У них, как мы выяснили, цель другая — получать прибыль и решать свои частные вопросы.

Томичи об этом знают и могут повлиять на ситуацию. Уже пять лет я поднимаю вопрос. Но для этого нужно проявить гражданскую активность, прийти на выборы и проголосовать против перечисленных депутатов и за тех общественников, кому неравнодушна судьба нашего общества. Томичи сделали другой выбор. Томичи — идиоты, если говорить не о буквальном словарном смысле слова, а уйти в его историю. В Древней Греции идиотами называли тех людей, которые лишены социальных маркеров, которые не ходят на выборы. И если мы возьмем свежий пример – довыборы в Законодательную думу Томской области, то мы увидим явку ниже исторического минимума. В греческом смысле слова томичи — идиоты. Поэтому сидя в пробках томичам некого винить, кроме себя. Ведь они сами позволили выбрать будущее за себя.

В 2011 году вы обращались к мэру со своей инициативой. Каковы результаты этого взаимодействия, и что изменилось?

Да, с проектом по велодорожкам мы неоднократно обращались к Николайчуку. В 2011 году мы подали мэру письмо, собрав колоссальное количество подписей на ежегодном «ВелоБуме» – несколько тысяч – участников велосообщества и других горожан. Письмо передали публично через корреспондента ТВ2. Николайчук улыбаясь, дал обещание всем томичам, что велодорожки будут. Сейчас 2014 год, вы их видите?

Со стороны экс-мэра мы видели стену – полное равнодушие и игнорирование. Но мне неравнодушен Томск, судьба горожан  и я не хочу для них плохого будущего. Поэтому я направил свежее обращение к  мэру Томска Ивану Кляйну. После этого я получил отписку  «да, мы надеемся, когда-то в будущем…». С тех прошел год – и тишина. Возможно, на повестке стояли более важные вопросы, после команды горе-управленцев экс-мэра остались Авгиевы конюшни. А главное остались огромные долги и странным образом сформировавшаяся дыра в бюджете города  на всемь миллиардов рублей. В этой связи интересно, почему такие, с позволения сказать деятели приглянулись Алексею Чалому. Зачем господин Чалый привлёк этих «успешных» руководителей в агентство стратегического развития Крыма? Но сегодня ситуация меняется.

При этом проект велодорожек не реализован не по причине нехватки денег. После я пошел к Чингису Акатаеву, заместителю губернатора, он сказал, что никаких проблем нет включить этот проект в федеральную программу и реализовать через несколько лет. Просто власть не хочет слышать, а те, кто могли бы повлиять на нее – речь о депутатах, которые могут сделать депутатский запрос, — делать этого не хотят.

В связи с этим неделю назад я обратился в городскую думу. Написал Дмитрию Буинцеву, в комитет по развитию спорта и молодежной политики. Я попросил, как это и делается в гражданском обществе, собрать круглый стол с участием велоактива и выстроить  механизм обратной связи, чтобы государство слышало своих граждан и реагировало. И нас услышали! Круглый стол будет.

Каким должен стать Томск, согласно вашему проекту? Что в нем должно появиться?

Мы предлагаем все современные кварталы города и новые планируемые развязки в обязательном порядке оборудовать велодорожками. Это должно быть заложено еще на этапе строительства. Исключением станет только исторический центр города, который у нас узкий, в нем нельзя оборудовать дорожки.

Более того, мы должны поставить запрет  на многоэтажное строительство в центре города и даже на его окраине. Та деятельность, которую ведут сегодня томские строители, напоминает ранний капитализм – уплотнение и полное игнорирование интересов народа. Плевать, что машину негде поставить, плевать на то, что в этом месте должен быть детский сад. Строители игнорируют интересы народа, им интересна только прибыль. Должен быть официальный запрет на такие стройки. Нам необходимо сохранить старый Томск, который мы все любим. Плюс создание рекреационных зон по европейскому типу.

Кроме велодорожек и пешеходных дорожек нужно работать над формированием культуры совместного пребывания на дорогах. Автомобилисты должны уважать велосипедистов, и велосипедистом нужно тоже работать над собой – соблюдать правила дорожного движения, надевать шлемы, обозначаться на дороге.

Есть ли города, которые вы можете привести в качестве примера по части развития велодвижения и градостроительства?

Я всегда привожу в пример Набережные Челны – там пробок там по минимуму. Они в 90-х сделали упор на  развитие экологически чистого транспорта – троллейбусов и трамваев, не порушили эту систему, а развили. Плюс велокультура: у них несколько прокатов в городе, можно по европейскому образцу взять велосипед в одном, а сдать – в другом.

В Москве тоже, Собянин слышит народ, делает велодорожки. Уже в Ханты-Мансийске сделали велодорожки. Что не дает нашим властям такое сделать? Получается, что денег на строительство велодорожек нет, зато зачем-то потратили колоссальную сумму на строительство надземного перехода на Каштаке, который практически не используется. В эту конструкцию вложили такую сумму, на которую можно было бы отремонтировать за год все дороги в Томске.

Также, если говорить об «одноэтажной Америке» — там у каждого по несколько автомобилей и нет пробок в городах. Нам нужно развиваться по этому пути, выделять деньги на строительство коттеджей. Нужно повышать уровень благосостояния томичей, чтобы каждый мог построить себе коттедж. Это возможно, у нас богатый регион. А в центре оставить офисные здания – тогда у нас не будет пробок.

Все-таки томичи предпочитают передвигаться на автомобилях, а не на велосипедах. Как вы планируете пересаживать горожан на двухколесный транспорт?

Над этим нужно работать и развивать культуру для пересаживания на велосипеды за счет социальной рекламы, в частности. Как это сейчас делать, когда нет велодорожек, и человек рискует быть сбитым? Нет, надо сначала сделать кольцевую велодорожку по городу или по набережным и тогда уже начинать пропаганду в этом направлении.

По своему опыту могу сказать, что велосипед – это здорово, это чувство баланса, здоровье. Я через велосипед вернулся к  хорошей форме.  Не знаю, зачем выдумывать велосипед, чтобы вернуть себе здоровье – сидеть на диетах, ходить в скучные тренажерки. Сел на велосипед, поехал, в прекрасной форме и энергии пребываешь. Заодно у томичей пропала бы тяга к алкоголю и табаку.

Вы несколько раз в ходе интервью высказали претензии о бездействии к депутатам городской думы. Вы не планируете стать депутатом, чтобы иметь прямую возможность влиять на эту ситуацию?

Я думаю, подготовить соратников, и в следующем году мы пойдем в думу. Личные амбиции на втором плане. Мы можем равняться на лидеров нашего движения, чья позиция всегда основана на здравомыслие. Да и первый блин (выборы в Крыму) получился хоть и не с икрой, но и не комом. Главное – это получить рычаги воздействия на реальную ситуацию в существующем правовом поле. И реализовать на благо народа, томичей.

Сейчас у меня действительно много претензий. Если посмотреть, то все проблемы, которые ставились при избрании этой думы – все они не решены. Была проблема очереди в детские сады – ее решили, уплотнив группы. Это отразилось на безопасности садов, и мы имеем историю с Викой Вылегжаниной. Эта трагедия на совести команды управленцев экс-мэра, но и не без попустительства депутатов. Вообще не понятно, как гордума могла просмотреть прореху в городском бюджете в восемь миллиардов рублей? Как депутаты просмотрели, что стоимость большинства контрактов завышена? Может им стёкла увеличительные выдать?

Была проблема с дорогами – их делает сейчас Кляйн – понятно, что при Николайчуке ничего бы не делалось. Это и есть имитация работы. Сейчас депутаты решают какие-то одиночные вопросы: пришли к нему томичи, он им помог и сделал это десять раз, например. А системные и глобальные вещи народные избранники не видят, потому что по уровню понимания происходящих процессов они остались в 90-х годах. Пора уступать лыжню здоровым и конструктивным силам, которым по плечу возродить мощь русского государства.

Смотрите выступление Алексея Шпомера по этой теме в эфире канала ТВ2