Авторские материалы

Других новостей нет

10:06 / 22.10.14
1844
Мы в социальных сетях:

Томский сенатор Игорь Чернышов предложил коллегам разработать такую информационную политику в стране, чтобы люди меньше смотрели на стихийные бедствия и природные катаклизмы, а больше на позитивные новости об открытии новых инновационных производств, «способствующих импортозамещению».

Отец «могучей кучки» кузбасских телевизионных репортеров Александр Колпаков любил говорить:

— Новость начинается не тогда, когда президент повысил пенсии, а когда «баба Маня» получила эту пенсию.

Можно сколько угодно открывать импортозамещающие инновационные фармацевтические производства, но журналисты напишут о них бесплатно только тогда, когда «баба Маня» в аптеке начнет покупать отечественную но-шпу по цене «гривенник — пучок». Совсем просто говорю: когда Гагарин полетел в космос, мало кто обращал внимание на погоду, но все газеты вышли с заголовками типа: «Космос — наш!». Да ладно Гагарин, когда наши футбольные «пешеходы юродивые» обыграли в кои-то веки Голландию, высоко реяли российские флаги над площадями страны и низко опускали глаза гаишники при виде водителей, бухающих в честь победы, не выходя из-за руля.

Дайте нам новости, которыми хочется гордиться. Дайте нам события, которые меняют жизнь к лучшему здесь и сейчас. Создайте такие инновационные производства, чтобы квадратный метр жилья стоил 10 тысяч рублей, а 95-ый бензин — три рубля. Да начните продавать «Ладу Приору» по себестоимости — за 55 тысяч рублей. И журналисты напишут об этом.

А пока — увы.

Самым главным ньюсмейкером на земле, в небесах и на море остается Господь Бог, а не сенатор Игорь Чернышов с его идеей отменить «негативную» информацию, в частности о гололеде в Томске. Член Совета Федерации просуществует в ленте новостей недолго, до следующего заседания Совета Федерации 29 октября, когда он озвучит такие изменения в отечественное законодательство о СМИ, что главные редакторы этих самых СМИ прыснут в кулачок, а коллеги-сенаторы, сдержанно одобрив, задвинут эти изменения в долгий законодательный ящик. А погода — это вечный источник новостей. Ледяной дождь в Чувашии, наводнение в Анапе, гололед или вчерашний шторм в Томске наберут 400 тысяч просмотров в Ютубе за первые сутки и обеспечат рейтинг новостям в любом случае, а вот открытие нового фармацевтического производства — увы.

Но в чем-то сенатор Чернышов прав.

Я как-то три зимних месяца сумел проработать в одной  телекомпании. Мы восемь раз за зиму снимали репортажи про то, что выпал снег. Некоторым журналистам особенно посчастливилось — снимать про это дважды и даже трижды. Но даже про снег можно снять по-разному.

Можно показать детей, которые играют в снежки или строят снежные горки.

А можно мамочек, которые перебираются через сугробы с колясками и клянут дворников.

Можно показать мужиков, которые вышли и лопатами проторили себе путь к воротам домов и гаражам.

А можно пенсионерок, которые скажут что в их двор грейдер «Спецавтохозяйства» последний раз заезжал, когда талоны на сахар давали.

Тут ведь еще вопрос позиции. Я давно не смотрю целенаправленно местные тв-новости, но в день официального юбилея Томска, 7 октября, как-то случилось. Так вот, вечерний главный выпуск 7 октября, в день 410-летнего юбилея Томска, уважаемая томская телекомпания начала с главной новости дня: восьмой(!) годовщины убийства Анны Политковской.

Я тут подумал… 7 октября 2104 года, когда Томску стукнет 500, слабо вспомнить об убийстве 98-летней давности?

Так что сенатора Чернышова можно понять: иногда очень хочется ткнуть СМИ носом в хорошую новость.

Но нельзя. Потому что новости, это, видите ли, не школьные завтраки, их качество нельзя контролировать. Таков смысл комментария «самого» Владимира Познера к словам Чернышова. Сказал мэтр, правда, очередную банальность, что СМИ — это сторожевой пес демократического общества, и государство не смеет его посадить на цепь, потому как это цензура, которую «мы уже проходили». Патриарх отрасли посетовал на то, как неразумно устроен человек, которому нравится смотреть на катастрофы и наводнения, поэтому телевидение вынуждено их показывать, чтобы подороже продать рекламное время.

Прямо каша в голове у мэтра.

Либо вы торгуете рекламным временем, то бишь своими зрителями, либо вы сторожевой пес. Когда торгуете, идеалами демократии можно прикрываться, но не защищать их.

В 2008 году все сторожевые псы мира, свободные от цензуры и государственного вмешательства, дружно проспали мировой финансовый кризис. Вероятно, были другие новости, которыми было выгоднее торговать на тот момент, и на которые с удовольствием смотрят неразумно устроенные люди.

Давайте скажем честно. СМИ — это бизнес. Со своей спецификой, но бизнес. Государство, как всякий бюрократ, хочет его контролировать, как будто это качество школьных завтраков. Главные редакторы-бизнесмены в таких случаях начинают кричать про свободу слова, сторожевых псов и т.п. Производители школьных завтраков в таких случаях кричат про низкие цены и произвол СЭС. В конечном счете, все договариваются. И все стихает на время.

Владельцы СМИ сохраняют свой бизнес, школьники едят завтраки, а гололед остается главной новостью.

Потому что других для «бабы Мани» — нет. 

Андрей Остров