Интересное

Спикер гордумы: «Может, нам опуститься на грешную землю?»

13:14 / 29.10.14
3270
Мы в социальных сетях:

Дискуссия по поводу финансирования программ развития Томска возникла вчера на заседании комитета гордумы по бюджету, экономике и собственности.

Поводом послужили показатели программы «Развитие физической культуры и спорта», описанные начальником департамента финансов. 

«Там расписано, что в рамках этой программы будет сделано: многофункциональный ледовый дворец, трасса для фристайла, сноуборда и мотоспорта, четыре школьных стадиона, универсальные многофункциональные спортивно-игровые площадки… Вопрос: у нас эта программа насколько в реальных суммах наполнена в 2015 году? Скажите хотя бы примерно — на 5, 10, 50 процентов от того, что в программе написано? Знаю, что ответа не будет. Нам надо перестать рассуждать двумя несвязанными друг с другом категориями. Первая категория – это программа. Вот написали программу «Развитие физкультуры и спорта». В ней: строительство четырех стадионов и универсальных спортивно-игровых площадок на нижней террасе Лагерного сада. Это только один раздел, а здесь их три. Второй: реконструкция существующих объектов спорта, включая комплекс трамплинов в поселке Степановка. И так далее, и тому подобное. Люди же читают это все!

И отдельно от этого существует финансирование программных мероприятий, ничего общего не имеющее с программой – на сумму порядка 80 миллионов рублей. Открываем Бюджетное послание президента. Здесь один из принципов бюджетного планирования звучит так: «Отказ от дальнейшей реализации муниципальных программ, в случае если предусмотренные на них конкретные цели реализации, индикаторы оценки не достигнуты или не достижимы».

Третий момент: мэр выступает и говорит: «Давайте жить по средствам». Я все это к чему говорю: может быть, нам все-таки программы муниципальные пересмотреть и перестать фантазировать? Не рисовать их на миллиарды рублей, а потом на 80 миллионов финансировать эти миллиарды; а опуститься на грешную землю и программы подготовить в том виде, в котором они будут обеспечены финансированием в рамках наших возможностей», — высказался председатель думы Сергей Ильиных.

Однако представители городской администрации его позицию не поддержали.

«В таком случае у нас будет не программа, а смета расходов каждого органа. Мы с вами принимали и корректировали статьи развития города. Установили для себя стратегические показатели, которых мы должны достигнуть. И все программы формировались именно для достижения тех самых показателей. Но, к сожалению, реалии жизни и бюджет таковы, что эти программы и на 15 % не профинансированы. Да, мы можем от них отказаться. Но тогда не надо говорить, что мы переходим на целевой метод планирования бюджета, а просто будем говорить, что у нас есть смета расходов для исполнения наших обязательств, и не более того», — возразил заместитель мэра Александр Цымбалюк.

«Справедливо. Но есть одно «но». Понимаете, мы с вами замкнутая система — исполнительный и представительный органы власти. Мы понимаем, о чем речь идет. А человек, который получает письмо в ответ на обращение в думу, в мэрию, к губернатору и видит, что написано: «В рамках программы «Развитие физкультуры и спорта» вы увидите Дворец игровых видов спорта до конца, скажем, 2017 года», в итоге оказывается обманутым. Вот в чем дело.

Я предлагаю объяснить тем людям, которые отвечают за физкультуру и спорт, что не надо в прогноз социально-экономического развития писать, что эти объекты будут созданы. Надо написать, что эта программа является некой отдаленной, мерцающей вдалеке целью, мечтой, к которой мы стремимся», — продолжил Сергей Ильиных.

Свое мнение по этому поводу высказала и начальник городского департамента финансов Ирина Ярцева.

«По моему глубокому убеждению, бюджет — это только основание айсберга. А его верхушка — это социально-экономическая стратегия. Она у нас разработана до 2030 года. Муниципальные программы у нас разработаны в соответствии с целями стратегии, и они у нас также должны быть выполнены до 2030 года. А бюджет 2015 года — только та часть, которая запланирована на этот период. Исходя из заключения Счетной палаты — они пытались это проанализировать — даже эта цель уже недостижима. Но надо нам всем понять, что это не профанация, и муниципальная программа — это действительно не смета расходов. Там вообще-то есть еще показатели деятельности и учреждений, и органов администрации, и вообще целевые ориентиры. Их же можно делать не только с деньгами, но и с мозгами, какими-то общими усилиями и так далее.

Просто нам нужно перевернуть свое восприятие и бюджета, и программ. Если уж мы приняли стратегию социально-экономического развития, то нужно ее на 30 лет разделить, высчитать эти целевые ориентиры, показатели, и тогда мы с вами сформируем тот бюджет, который действительно можем. А если не сможем, мы тогда распределим на другие годы, либо поменяем стратегию развития», — прокомментировала Ярцева.

«Это все правда, но правда и в другом. Когда мы делаем вот такие программы, и вот такое на них финансирование объективно есть, мы сталкиваемся со сложностями в определении приоритетов. В итоге мы в объект, который стоит миллиард рублей, вкладываем 50 миллионов и пополняем объекты незавершенного строительства. Это из-за этого все происходит — когда в программах море объектов, и мы говорим: ну давайте вот сюда направим деньги, сюда и сюда… А когда мы будем выделять из программ самые важные и необходимые объекты, у нас таких проблем не будет с приоритетами. И тогда то, что мы обязаны делать, никогда не окажется второстепенным. А у нас сейчас городское хозяйство оказывается второстепенным», — подытожил спикер гордумы.

Добавим, в 2015 году 84 % расходов бюджета отводятся на реализацию муниципальных программ. На не программную деятельность отведено лишь 16 % городской казны. В текущем годы эти показатели составляли 82 % и 18 % соответственно.

Всего в перечне муниципальных программ 15 наименований. Это «Доступное и комфортное жилье», «Развитие дорожного хозяйства», «Развитие общественного пассажирского транспорта», «Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения коммунальными услугами», «Благоустройство», «Обеспечение экологической безопасности», «Сохранение деревянного зодчества», «»Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», «Безопасный город», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Территориальное развитие и совершенствование архитектурного облика Томска», «Эффективное управление муниципальными финансами», «Эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами», «Развитие городского сообщества» и «Совершенствование муниципального управления».