Не так давно в Томске появился новый необычный вид досуга. Его поклонники принимают правила опасной игры, где выжить им поможет только собственная смекалка, логика и умение слышать друг друга. Называется это «реалити-квест». Конечно, проигравших «убивают» только условно, но от этого градус игры ничуть не ниже.
Один из самых увлекательных квестов, открывшихся в городе недавно — «Паранойя-квест». Это история про серийного маньяка-убийцу, который заманил вас в свое логово. За 60 минут нужно разгадать его загадки и суметь выйти не только из ловушки, но и сухими из воды…
Впрочем, оставим интригу и дадим рассказать о «Паранойе» ее автору, Руслану Ахметову. Он, и его соучредитель, открывший локацию квеста в Новокузнецке, познакомились, занимаясь файер-шоу. А затем решили основать совместный бизнес – естественно, основанный на «игре с огнем».
Руслан, здравствуйте! Расскажите, как у вас появилась идея открыть квест «Паранойя»?
Здравствуйте! Идею создания реалити-квеста предложил Евгений Пак из Новокузнецка. На тот момент я не знал о реалити-квестах ничего, но согласился почти сразу, зная, что Женя плохого не предложит.
Проходили ли вы чужие квесты, чтобы набраться опыта?
Мы начали как раз с того, что съездили в Новосибирск, где я попал в квест впервые. Это было такое сильное ощущение! Сомнений в том, что дело стоящее, не осталось. Я бы не стал заниматься бизнесом только ради денег, мне должно быть интересно то, что я делаю. Говоря совсем просто: мы это делаем, потому что это круто.
Вместе с этим после прохождения того квеста мы сразу стали искать в нем недостатки. В «Эффекте Бабочки» (первой локации «Паранойя-квеста») мы, например, стремились исключить момент «возврата к реальности» — это когда из-за действий оператора или особенностей обстановки команда теряет ощущение достоверности происходящего и просто соглашается играть по навязанным правилам.
Почему квест такой жуткий? Чем вас привлек сюжет про серийного маньяка?
Выбор «жуткого» сюжета объясняется особенностями человеческой природы. Совместное преодоление страха и победа над враждебно настроенной силой сплачивают людей. В случае победы ты прибываешь в состоянии легкой эйфории, когда хочется ещё раз все обсудить и поделиться впечатлениями. А если вы пройдете через приключение, где всё милое, дружелюбное или даже нейтральное, у вас не будет такого сильного эмоционального отклика.
Как родился сюжет про маньяка Скорпиона? Реальная ли эта история?
Да, в сюжете есть небольшое зерно реальности – это «очень по мотивам». Был такой серийный убийца Зодиак в США. В конце 60-х годов он совершил серию убийств, и никто не мог его поймать.
Зодиак прославился тем, что был очень эпатажен. Например, он отправлял зашифрованные послания в местные газеты и утверждал, что в них содержится информация о нем. Одна из них была расшифрована супружеской парой, которая увлекалась головоломками и ребусами. Текст послания был с ошибками, в вольном пересказе там говорилось: «Я никогда не расскажу вам, кто я такой. Я убиваю, чтобы создать себе армию прислужников после смерти. И если вы меня поймаете, это помешает мне». В общем, это тоже была насмешка.
По мотивам всех этих событий сняли фильм «Грязный Гарри», где убийца уже назывался Скорпионом – как и у нас.
Многие ли томичи уже прошли квест? Насколько это популярно в нашем городе?
Мы открылись только месяц назад, и пока судить сложно. Однозначно, что спрос постоянно растет, и томичи активно бронируют игры.
Для чего и почему ваши клиенты решают поиграть с маньяком?
Прежде всего, реалити-квест это возможность пожить чужой жизнью на один час. Ты становишься другим человеком, а затем возвращаешься к своему уютному быту и вспоминаешь произошедшее как увлекательное приключение. Это как кино, в котором вы одновременно и зритель, и персонаж. Наверное, недостаток впечатлений – это тоже одна из причин. Хотя разве впечатлений бывает достаточно?
Оставляет ли участие в «Паранойе» какое-то эмоциональное «послевкусие»? Какие переживания дарит квест участникам?
Ощущение после победы в квесте можно описать просто как счастье, хоть это и звучит помпезно. На мой взгляд реалити-квест это лучшая форма командообразующего тренинга, Все победители рассказывают о том, что хочется вновь и вновь обсуждать пережитые мгновения. И, конечно же, хочется играть ещё. Те же, кто не прошел квест с первого раза, возвращаются, чтобы победить, потому что ощущение неразгаданной тайны не даёт покоя.
Одним из участников квеста является оператор – он все время следит за участниками. Какие эмоции он испытывает при этом?
Еще до запуска игры у нас был тестовый период, когда мы смотрели, сработает ли игровой процесс. Когда ты разрабатываешь игру, находишься внутри процесса, то перестаешь понимать, как мыслит нормальный человек. А он мыслит совсем иначе.
Часто бывает смешно от того, что знаешь, как все работает, а участники ходят рядом и не видят отгадки. Но чаще удивительно от того, что люди строят просто невероятные предположения. В тестовых играх мы как раз и увидели, что предметы, которые предназначалось использовать одним образом, могут использоваться так, что даже и не пришло бы в голову. Поэтому некоторые предметы из локаций исчезают, некоторые добавляются. Часть подсказок мы совсем убрали, потому что от них становится слишком просто, а в некоторых местах их пришлось добавить.
В вашем квесте всего три подсказки, и каждая из них на вес золота. Почему такие строгие правила? Ведь в аналогичных квестах предлагают до пяти подсказок, чтобы выйти из комнаты.
Наш квест сложный, сложнее многих в Томске и за его пределами. Мы сознательно делали его таким, чтобы было интересно не только новичкам, но и бывалым участникам.
В последнее время в Томске открылось сразу несколько разных квестов. В чем причина этого – может, до нас докатилась особая волна?
Я бы сказал, что это мистика. С организаторами других квестов мы никак не договаривались, эта идея просто пришла одновременно всем. Может, это и волна, потому что в мире этот вид развлечения популярен уже давно, и в соседнем Новосибирске очень развит. В Томске он может стать популярным, потому что в городе много молодежи.
Получается, этот вид отдыха – он для молодой аудитории?
Не только. Молодые люди, ищущие новых впечатлений, это, конечно, самая отзывчивая аудитория. Однако играют и солидные мужчины с семьями и собственным бизнесом, и школьники, и даже пожилого возраста люди.
Реалити-квесты интересны, прежде всего, тем, кто уже играл в компьютерные квесты. Но в компьютерной игре видно, чем ты должен пользоваться, а чем не должен. В реалити-квесте сложнее: там множество предметов, частью из которых можно воспользоваться – но ты не знаешь, как.
Обстановка локации достаточно нагнетающая. Кто работал над ней, где и как вы искали антураж?
Создавая локацию, мы стремились к тому, чтобы люди чувствовали напряжение, присутствие угрозы, непредсказуемость того, что может произойти. Реакция игроков показала, что мы, по крайней мере, близки к поставленной задаче.
Интерьер создавали в основном сами, сложные технические решения выполняли нанятые специалисты, следуя целевой задаче, – не без удивления, надо сказать.
Нам очень помогли различные интернет-барахолки. Что-то нашлось у друзей. Через какое-то время я заметил, что где бы ни находился, всегда ищу взглядом, что тут есть интересного, и что может пригодиться в локации.
Будете ли вы открывать новые локации, помимо «Эффекта бабочки»?
Скоро будет готова следующая локация – она поместит участников в игру, где им придется столкнуться с беспристрастной компьютерной программой. Компьютер отреагировал на их появление, как на угрозу. Игра будет совсем другой. Больших подробностей привести не могу.
Записаться на реалити-квест «Паранойя» можно по телефону 8 (3822) 97-99-06. Узнать подробности можно на сайте pqpqpq.ru или в группе мероприятия в соцсети «ВКонтакте».