Авторские материалы

Внимание: рак

15:01 / 17.08.15
13604
Мы в социальных сетях:

Практически у каждого из нас в роду есть люди, умершие от рака. Самое страшное, что причины возникновения этой тяжелой болезни так и не изучены. Единственное, что можно сказать с уверенностью, — если у вас в роду два человека из одного поколения умерли от рака, вы — в группе риска, утверждают медики.

С чего все начинается

Рак излечим, говорят врачи. Особенно, если его диагностировать на ранней стадии, предраковой. Для этого проводятся скрининги.

«Скрининг — это массовое обследование населения, направленное на профилактику и выявление онкологических заболеваний, — рассказывает главврач Томского областного онкологического диспансера Лев Кудяков. — Это должен быть дешевый метод обследования, который охватывает максимально всех по определенной системе. На сегодняшний день эффективными являются три вида скринингов — на рак молочной железы, рак шейки матки и колоректальный рак. Все другие виды скринингов в общемировой практике признаны неэффективными».

Врач клинико-диагностической лаборатории Елена Рослякова обратила внимание на то, что сегодня возросло количество случаев заболеваемости раком шейки матки.

«Раньше мы диагностировали рак у женщин в возрасте от 50-ти лет. Сейчас очень часто начали встречаться случаи, когда мы стали ставить этот диагноз у женщин в возрасте даже до 30-ти лет. Причем, если стадия рака достаточно серьезная, женщина лишается возможности иметь детей, и вообще возможность жить половой жизнью: у нее удаляются все органы — яичники, матка», — рассказала врач.

Обследования и мужчинам, и женщинам необходимо проходить раз в два-три года. Система здравоохранения в Томской области организована так, что выявление и лечение онкологических заболеваний состоит из трех ступеней. Первая ступень — это ФАПы, смотровые кабинеты, участковые службы женских консультаций, стоматологий, поликлиник и частные клиники.

Основная задача первичной медико-санитарной помощи, как объяснил Лев Кудяков, — это «заподозрить и направить». Они должны заподозрить наличие онкологического заболевания, обследовать и направить на следующий уровень онкологической помощи.

Внимание: рак

 «У медицинского работника, который отвечает за здоровье гражданина, должна быть информация, когда в последний раз этот гражданин проходил обследования, — отмечает Лев Кудяков. — Если по какой-то причине гражданин не прошел обследование до назначенного срока, значит, надо его вызвать. За рубежом с этим проблем нет, потому что человек, который не прошел это скрининговое обследование, потом платит больше страховку. Они завязаны на деньги, и им выгодно проходить скрининги, не болеть, заниматься спортом, не курить и вовремя проходить все обследования. Тогда они здоровые, счастливые и не платят большую страховку. А поскольку у нас здравоохранение бесплатное, граждане не сильно заинтересованы в том, чтобы следить за своим здоровьем, и мы вынуждены их загонять буквально веником».

Второй уровень — это первично-онкологические кабинеты, их сегодня 29, и они есть в каждом медицинском учреждении, имеющем прикрепленное население. Стоит отметить, что еще три года назад таких кабинетов в Томской области не было вовсе.

В случае выявления рака или случая, где доктор сам не может разобраться, врачи второго звена направляют пациентов в третье — специализированные учреждения. Среди них — областной онкологический диспансер и НИИ онкологии. Лев Кудяков подчеркнул, что в онкологический диспансер можно попасть только по направлению врача.

Лечение

Население Томской области — один миллион 70 тысяч человек. Среди них — 22 тысячи пациентов, состоящих на учете с онкологическими заболеваниями, это два процента от общего числа жителей региона.

В начале августа газета «Известия» опубликовала печальное сообщение: Томская область угодила в негативный рейтинг по назначению и выписке онкологическим больным наркотических обезболивающих препаратов. После этого депутаты и руководство облздрава отправились с объездом учреждений так называемого третьего звена онкологического лечения, в частности, онкологического диспансера. Он располагается на четырех лечебно-диагностических базах. Депутаты посетили три из них: амбулаторно-поликлиническое отделение по проспекту Ленина, 115, патологоанатомическое отделение и дневной стационар по улице Розы Люксембург, 24а, а также радиологический каньон по улице Ивана Черных, 96, строение 16.

Внимание: рак

«Депутатский корпус проблемой онкологии занимается в течение нашего созыва, и в среднем два-три раза в год этот вопрос смотрим на заседании комиссии и комитета, — пояснила председатель областной думы Оксана Козловская. — Для нас было очень важно понять, насколько эта система охватывает все направления, начиная от выявляемости, получения помощи, в том числе борьбы с болью. Чрезвычайно важно было приблизить оказание медицинских услуг онкологичеким больным к месту жительства. До недавнего времени почти вся химиотерапия проводилась только на территории Томска. Сегодня создается система борьбы с болью, и это одно из направлений, где Томская область не в хвосте».

Как добавил глава облздрава Александр Холопов, в этом году область два раза направляла заявки в Минпромторг, чтобы нам была увеличена квота на наркотические обезболивающие препараты для онкологических больных.

«В онкодиспансере создан противоболевой кабинет, горячая линия для получения обратной связи. Самым ярким критерием, который демонстрирует, что система работает, стало то, что выписка пластырей, которые способны в течение трех суток поставлять наркотический препарат в организм человека, увеличилась в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — пояснил начальник департамента здравоохранения.

По словам Льва Кудякова, в 2012 году полностью поменялась команда онкологического диспансера. До этого онкологическая помощь была полностью централизована: чтобы пройти специализированное обследование и получить онкологическое лечение, пациент был вынужден во всех случаях ехать в областной центр. Не было единой концепции, и отсутствовала система в работе с медсотрудниками первичного звена — они не проявляли должного внимания к первым признакам онкологических заболеваний. Очереди в стационары онкологического диспансера были до трех месяцев, в поликлинику — до двух месяцев.

«Мы первые в России приблизили оказании химиотерапии максимально близко к нашим пациентам, — рассказал Лев Кудяков. — У нас помощь третьего уровня оказывается онкологами под нашим контролем. Мы полностью расписываем лечение, контролируем его, но сам курс проходит на базе онкологических отделений».

Внимание: ракВнимание: рак

Льготное лекарственное обеспечение делится на две части: это федеральная льгота – инвалиды, которые получают 623 рубля в месяц на человека, и региональная, которая обеспечивает препаратами из областного бюджета. Региональных льготников по онкологическим заболеваниям 13 644 человека. Федеральных льготников небольшое количество. Почти половина из них отказались от помощи государства, что усугубляет ситуацию, потому что лечить их все равно надо, но теперь на это тратятся деньги из других источников. «Мы стараемся изобретать какие-то способы обеспечения таких больных препаратами, либо находим другие схемы лечения. Или госпитализируем его в стационар и лечим за счет средств, выделенных на лечение стационарных больных, либо он приобретает эти лекарства за свой счет», — пояснил главврач онкодиспансера.

По словам Льва Кудякова, в 2015 году пришло 36 миллионов федеральных денег на год по онкологическим заболеваниям. Благодаря усилиям областной думы, в прошлом году было выделено 109 миллионов на региональную льготу. «И сегодня мы обеспечили всех нуждающихся онкологических пациентов, и по этой льготе они получают в полном объеме столько, сколько надо, и у нас остается запас на дополнительные потребности», — пояснил главврач.

Что в этой ситуации можем сделать мы сами? Врачи говорят, что если рак диагностировать на самой ранней стадии, его можно вылечить. Не нужно ждать, когда ваш врач сам обо всем догадается. Каждый из нас, не дожидаясь, пока что-то заболит, должен сам пойти к врачу и пройти все необходимые обследования. Мы ведь не раз слышали от медиков: если ничего не болит, это еще не значит, что ты абсолютно здоров. 

Наталья Чалык