Авторские материалы

Впал ли в транс «Томскавтотранс». Часть вторая

21:40 / 17.12.15
9225
Мы в социальных сетях:

Итак, мы продолжаем рассказывать о проблемной истории «Томскавтотранса». Сегодня — слово перевозчикам, которые вместе с автопредприятием оказались в замкнутом круге.    

Роман Денк — заместитель директора ООО «Томскавтоэкспресс». Этот перевозчик выполняет ежедневные рейсы до Новосибирска и Кемерово. Автобусы новенькие, водители опытные. Сам Роман, например, вышел во всероссийский этап профессионального конкурса и занял седьмое место. Спросом у пассажиров рейсы пользуются, так что можно было бы жить если и не с большой прибылью, то во всяком случае не с дефицитом. Но Денк рассказывает: по условиям договора, реализуя билеты с автовокзала, «Томскавтотранс» должен забрать 15 %, а остальные деньги отдать перевозчикам. Это условие не выполняется.

— Забирают 100% вырученных средств, а перевозчикам не перечисляют ни копейки. Получается, мы работаем, ничего взамен не получая. А нам надо и платежи за запчасти проводить, и с автомойки вот мне сейчас позвонили с вопросом, когда деньги перечислите. А у нас нет такой возможности.

Плюс мы не можем срывать рейсы — ведь столько народу пострадает. Пассажиры то не виноваты — они платят за билет. Так что нам подвижной состав надо каждый день выводить на линию, а это затраты на топливо. И обновлять подвижной состав надо, чтобы не возить людей на чем попало. И водитель должен каждый день и сам есть, и семью кормить. Ну и к Новому году надо хоть маленькие подарки родным приготовить. А что водитель может домой принести, кроме самого себя, злого от того, что зарплату не дают?

— В суд не пробовали обращаться?

— В суд подаем — тогда перечисляют долги. Но не полностью — слезы. И по очереди. То есть, одним долги закрывают, у других они продолжают копиться. Этакая долговая порука. Или перечислят основой — текущий долг, а старые накопившиеся заморозят. Либо наоборот. Вот так и живем. То есть, как если бы вам ноябрьскую зарплату выдали, а за август и июль — до сих пор нет.

Мы, конечно, все надеемся на что-то. Но последнее время уже страшно становится вперед заглядывать. Нам «Томскавтотранс» должен порядка трех миллионов. Это постоянная сумма, она не меняется практически. Бывает, область подкинет что-то, тогда у них получается с долгами рассчитываться, а нет — долги нарастают. И не только перед томскими перевозчиками, но и перед кемеровчанами, красноярцами, алтайцами, которые тоже сюда ездят, и продажа билетов которых происходит здесь. В других регионах, куда мы ездим, таких проблем нет. Только текущие долги — то есть согласно условиям договора деньги нам перечисляют.

***

— Такая ситуация длится уже года два, — добавляет председатель Томского автотранспортного союза Иван Бубеннов. — Почему перевозчики терпят и продолжают обслуживать пассажиров? Потому что забастовки на пассажирском транспорте нельзя устраивать. Мы можем вот только открытые письма писать, с плакатами походить где-то. А прекращать перевозки запрещено — за это уголовная ответственность предусмотрена. Можно прекратить, только если заправить автобусы нечем, или все водители ушли, то есть по объективным причинам. Или, закрыв предприятие.

— Есть такие, что уже закрылись?

— Есть, и много. В июне закрылось Подгорненское АТП. Каргасокское АТП отказалось от маршрута Томск — Каргасок. Сейчас Парабель на очереди. В Берегаево перевозчик ездить отказался. В Первомайском, Зырянском давно уже отказались. В Бакчаре директор АТП плачет — доходит вплоть до того, что он пенсию свою отдает, чтобы заправить автобус. В Молчаново тоже уже предбанкротная ситуация, и в Кривошеино проблемы есть. Теперь народ ездит туда с нелегалами.

Получается замкнутый круг: «Томскавтотранс» не перечисляет деньги перевозчикам, те банкротятся, пассажирам ничего не остается, как идти к нелегалам, у «Томскавтотранса» сокращаются доходы. Вот мы и написали в открытом письме губернатору — давайте, мол, вместе искать выход из этого замкнутого круга. Вокзал перевозчикам нужен. Так вы тогда акционируйте его, чтобы каждое предприятие вложило в него свои деньги. Перевозчики стали бы хозяевами и содержали вокзал. Когда 400 лет исполнялось Томску, перевозчиков попросили — они скинулись и отремонтировали вокзал. Не за счет бюджетных средств это было сделано. И тот комплекс, который на Иркутском тракте, тоже можно было бы отдать перевозчикам.

— В своем открытом письме вы написали, что есть сведения о том, что имущество «Томскавтотранса» планируется продать. С чего вы это взяли, ведь речь идет о приходе инвестора, а не нового собственника?    

— Да, сейчас пытаются лизинговую компанию сюда привести. Ну, вложит она деньги, а отдавать потом чем? За счет маршрутов они ничего не вернут. Значит, имущество заберут. То есть мы останемся без вокзала. Вот и вся недолга. Да, гендиректор «Томскавтотранса» говорит — мол, знать ничего не знаю про это, ничего подобного, почему вы так решили…. Я объясняю. Если в лизинг берут транспорт, надо потом чем-то отдавать деньги за него. А чем? Средств нет. Значит, идет процедура банкротства. А банкротство означает, что с кредиторами рассчитываются имуществом. Ну, вот придет судебный пристав. Денег нет. Что он сделает? Опишет имущество и выставит его на продажу.

Что это, первое предприятие, подведенное под банкротство? Уже проходили мы это! Сейчас вот к бывшему ПАТП-2 на Каштаке подъедете — посмотрите, сколько ЛИАЗов там стоит без дела. Уже кто гайки открутил, кто аккумуляторы. А ведь это тоже был лизинг, и государственные деньги были вложены в них. Почему никто не отвечает за это? И почему мы не можем подумать, что так же и в ситуации с «Томскавтотрансом» получится?

— Но может, администрация региона и руководство «Томскавтотранса» рассчитывают, что с приходом инвестора предприятие станет зарабатывать, и они смогут вернуть эти лизинговые деньги?

—Ну, мы же не совсем далекие от этого бизнеса люди. Мы прекрасно представляем, сколько средств можно получить с маршрутов, если условия перевозки не изменятся и доходность не повысится. И почему именно на «Томскавтотрансе» этот эксперимент ставить? Есть северское АТП. Оно пустое, там ничего нет. Вот пусть на примере него и покажут, что они пришли с хорошими намерениями. Нет, они приходят в ту квартиру, где пусть и плохонько, но как-то люди живут. Зачем выгонять людей из этой квартиры? Может, дать им спокойно навести порядок?

— А «жильцы квартиры» справятся с наведением этого порядка?

— В Томске есть опытные перевозчики, которые все понимают в этом рынке. Но никто их не собирает и не слушает. Сколько раз я просил в департаменте транспорта: соберите их, есть же опытные бывшие руководители ПАТП-2, ТТУ, которые в возрасте уже — под 50, 40 лет. А есть и совсем молодые, как, например, глава Шегарского ДТП. Ему за 30, но он уже состоявшийся руководитель. Соберите людей, и они вам подскажут варианты, каким образом можно выйти из этой ситуации. Нет, все идет как-то само по себе, мимо нас. А ведь это государственное предприятие! Это в частной конторе все может быть, как в семье, — никому ничего не рассказывать. А в государственной все должно быть прозрачно. Везде это должно быть сказано, и люди должны понимать, что происходит.

— На ваше открытое письмо после его публикации в СМИ была какая-то реакция, кто-нибудь вам позвонил от имени властей?

— Нет. Никто не позвонил, не написал в ответ. Предыдущий руководитель департамента с нами встречался. Но ситуация не поменялась. Мы не говорим, что не надо точно приводить сюда эту стороннюю компанию. Но вы рассмотрите несколько вариантов и выберите приемлемый! Если окажется, что наши предложения плохи, ну давайте идти по тому пути, который вы выбрали. А получается так: мы говорим: есть другой путь, мы можем предложить вам… Нам отвечают: нет, вы в этом ничего не понимаете! Как не понимаем, когда вот же люди работают — сами водители, финансово состоявшиеся, автобусы у них хорошие… Они же не с потолка их взяли. Они в транспорте понимают очень многое. Причем, «на земле», а не из кабинета.

Да даже, если бы собрали нас просто и сказали: вот, ребята, мы собираемся поступить следующим образом, мы бы ответили: вот тут вы правильно поступаете, а вот тут — нет. Мы же достаточно разумные люди. Если другого выхода нет, почему нам не согласиться?

— И все же заметно, что вам обиден и непонятен тот факт, что управлять томским автопредприятием власти готовы позвать компанию из другого региона… 

— Ну да. Почему томским перевозчикам-то не отдать это дело? Наши перевозчики, наше предприятие, наша казна — Томской области… Сколько раз уже это было — «продали» что-то соседям. Налоги уходят туда. А области на садики не хватает, на то, на это… Для перевозчиков из соседних регионов маршруты открывались, а наших тормозили. Для красноярцев бывший глава департамента подписал документ, чтобы они к нам ходили. А когда наши обратились: дайте и нам на паритете ходить, сказали: нет, нельзя. Почему нельзя то? То есть, свою семью поддерживать не надо, надо деньги соседу отдать? Какая-то маразматическая позиция. У соседа будут розы цвести, арбузы расти, а у тебя — пырей. Надо с Кемерово пример брать. Вроде и губернатор уже старенький, а все развивает и развивает регион. Вы попробуйте туда на рынок залезть — такси, например. Абсолютно не получится. Вот они и голосуют большинством за своего губернатора, чуть ли не сто процентов голосов. А у нас никакой поддержки нет. Как будто чужие мы какие-то, ей-богу. Как томичи Кемеровской области.

***

Вадим Владимирович Мартышечкин, директор ООО «Томсквтоэкспресс»:

— Нас каким-то образом пытаются отодвинуть. Никто с нами не разговаривает. Хотя мы не чужие этой области, этим перевозкам, не один год работаем, налоги исправно платим, трудовые места создаем. Нет — все время кого-то пытаются вытащить из какой-то непонятной колоды. Вот это и обидно, и наводит на очень нехорошие подозрения. Чем мы так неугодны стали, что на нас никакого внимания? Мы же ничего такого не просим. Хотим взять имущество «Томскавтотранса» в аренду или еще как-то… И денег из бюджета ни рубля не попросим. Сами все будем делать. Все ведь сейчас существует только на наши выплаты. Мы же не собираемся забирать его в собственность!

Просто есть опасение, что он как раз таки перейдет в собственность, и тот человек, который придет, будет диктовать условия для нас. А это для нас неприемлемо, поскольку при смене собственника явно встанет вопрос о тех долговых обязательствах, которые накопил перед нами «Томскавтотранс». И новый собственник скажет: а я вам ничего не должен, ребята, идите. А у нас техника взята в лизинг и кредиты. У наших двух предприятий, например, суммарные долговые обязательства составляют порядка 70 миллионов рублей. Откуда нам взять эти деньги, если нас еще с этого рынка начнут выживать?..

Позже на tomsk.ru читайте окончание этой истории — планы относительно «Томскавтотранса» областных властей и компании, которая претендует на роль инвестора и управленца этого предприятия, а также их размышления о судьбе действующих томских перевозчиков и перспективах выплаты долгов им.