Авторские материалы

Томичам развенчали мифы о русской моде

11:20 / 19.12.15
10900
Мы в социальных сетях:

В Томске проходят «Русские сезоны» — мероприятие, которому нет аналогов в России. Исследователи народного костюма, фольклористы, этнографы в максимально доступной форме попытались рассказать широкой публике о традициях русского костюма и их отражении в современности. Главным событием «Сезонов» стал «Разговор с разоблачениями» трех московских модельеров и исследователей народного костюма. Он состоялся 18 декабря в актовом зале  ТГУ. Рассуждения экспертов о русской одежде и традициях перемежались реконструкциями арт-проекта «Васильев вечер» и показом коллекции одежды творческой группы Samo (модельеры Андрей Скатков и Мария Орлова).

Миф первый. У простонародья моды не было

— Она была всегда! — огорошил зрителей московский художник и искусствовед Андрей Боровский. — Сохранялись на уровне одежды некие символы (к примеру, невеста должна умереть как девушка и возродиться уже в качестве женщины), но их выражение в одежде конкретной деревни стремительно менялось. Причем,  проводниками моды чаще всего были мужчины. Они могли побывать в других странах вместе с армией, поехать торговать в соседний регион и так далее. Казаки привозили своим женам восточные ткани. Северные крестьяне, активно занимаясь торговлей, дарили женам французские журналы мод. Даже в Калуге исследователи обнаруживали китайские и персидские ткани.

— Мне всегда непонятно, почему одежда с пожелтевшей фотографии XIX века воспринимается как незыблемая традиция, — поддерживает разговор Йоханн Никадимус, реконструктор русских народных головных уборов. — На тот момент, когда в деревне побывал фотограф, носили так. На следующий год все было уже по-другому.

Как только появились искусственные красители кислотных цветов и металлические пайетки, деревенская молодежь моментально начала использовать их в своей одежде. По неподтвержденным данным, роскошные косоклинные сарафаны из дорогих тканей откровенно портили искусственными красителями в угоду изменчивой моде.

Томичам развенчали мифы о русской моде Томск новости

Миф второй. Сарафан — самый «русский» элемент костюма

Этот элемент одежды, по словам Андрея Боровского, пришел к нам в 17-18 веке из Персии. Изначально он был мужской (!) распашной одеждой. А вот одним из самых древних и по-настоящему русским аксессуаром по праву можно считать платок. Женщины с удовольствием носят его до сих пор.

Томичам развенчали мифы о русской моде Томск новости

Миф третий. Кокошник — непременный женский атрибут традиционного костюма

Его могли надевать на свадьбу или в короткий период сразу после нее до наступления беременности. Стоимость этого головного убора, по словам модельера Андрея Скаткова, превосходила все приданое вместе взятое. Поэтому, иной раз кокошник был один на всю деревню. Его бережно передавали по наследству и могли надеть раз в жизни. И то, если повезет.

Томичам развенчали мифы о русской моде Томск новости

Миф четвертый. Западных модельеров не интересует наш костюм

— В 1976 году Ив Сен-Лоран удивил публику коллекцией «Русские балеты и оперы», — напомнил Андрей Скатков. — Во многих последующих работах модельер использует крой нашей одежды. Кроме того, вещи из русских музеев повторял Джон Гальяно.

Томичам развенчали мифы о русской моде Томск новостиВ своей коллекции Russkoe мы с Марией Орловой пошли по схожему пути — не копируя орнаменты, использовали конструкции национальной женской одежды. Коллекция намеренно создана в приглушенных тонах — во-первых, это удобно, не нужно будет подбирать к ней другие свои вещи, а во-вторых, эти вещи я называю «призраками традиционной культуры». В них в точности воспроизведен крой реально существующих старинных вещей.

Миф пятый. Мы живем в эпоху глобализации. Кто сейчас, кроме реконструкторов, надевает народные костюмы?

— В Японии в день совершеннолетия девочка обязана надеть национальный костюм, — парирует Андрей Скатков. — Это закреплено на государственном уровне. Чаще молодые японки «осовременивают» свою одежду, украшают какими-нибудь немыслимыми перьями, но иногда попадается и вполне традиционное кимоно. В Германии, когда пары делают свадебную фотосессию в студии, ее обязательный атрибут — национальный костюм. А шотландский скилт? Его тоже надевают в торжественные дни в наше время. Получается, в дни больших праздников национальная одежда приходится как нельзя кстати.

А мы совершенно не знаем национальный костюм. Россия — единственная страна, где его законодательно запретили. И не во время революции, а гораздо раньше — при  Петре Первом. Традицию продолжало сохранять низшее сословие, но на сегодня, конечно, многое утрачено.

— Сегодня антропологи вводят понятие «мультинациональная личность», — подытожил Андрей Боровский. — Выбор национальности, религии, культуры сегодня каждый делает сам. Если мама — немка, а папа — русский, к какой общности должен отнести себя их сын? Если вы делаете выбор в пользу русской культуры, у нас нет для вас готовых ответов. В поисках русского костюма не верьте даже нам — ищите, скрупулезно сопоставляйте факты, внимательно относитесь к источникам и делайте выводы.

Елена Чечнева. Фото автор и из «ВКонтакте»

Томичам развенчали мифы о русской моде Томск новостиТомичам развенчали мифы о русской моде Томск новостиТомичам развенчали мифы о русской моде Томск новости