Источник фото: Pexels/pixabay.com
Авторские материалы

Рынок ОСАГО — куда он движется

17:47 / 18.03.17
8332
Мы в социальных сетях:

Накануне Госдума РФ в третьем чтении рассмотрела и приняла закон о том, что выплаты участникам ДТП будут заменены ремонтом их «ласточек», за которым проследят страховщики. Чем это новшество обернется для автовладельцев и страховых компаний, и какова сейчас ситуация на рынке ОСАГО — в этом разбирался журналист Tomsk.ru.

Страховщики говорят о тревожной тенденции. В 2016 году, а также январе и феврале 2017-го ОСАГО оказалось абсолютно убыточным: страховые компании заплатили клиентам больше, чем получили. Такого никогда не было за 13 с половиной лет. Пример — один из лидеров страхового рынка, в том числе, и по ОСАГО, «Ингосстрах», заявил об убытке за 2016 год в 2,5 миллиарда рублей. Проще уйти с рынка, чем продолжать работать, признают страховщики. И отмечают: все больше регионов входят в список тех, где оставаться — себе дороже. Если в 2016 году таких субъектов в России было всего от четырех до шести, по разным оценкам, то сегодня их число уже подобралось к 30-ти. 

Согласно данным областного управления ГИБДД, по итогам 2015 года у нас было зарегистрировано порядка 387 000 транспортных средств. В 2016-м их стало уже 393 000. Такой прирост идет ежегодно. Одновременно растет и показатель управления транспортными средствами без страховых полисов либо с просроченными полисами.

«Если взять цифры 2015 года, то было выявлено 9 500 таких нарушений. В 2016 году их уже стало 15 500. В 2017-м году, хотя, казалось бы, год только начался, за два месяца уже было выявлено 3 500 нарушений», — приводит статистику заместитель начальника управления ГИБДД по Томской области Андрей Драница.

Страховщики уточняют: без полиса, по их подсчетам, в Томске выезжает на улицы каждый пятый водитель. Схема подсчетов проста. По ОСАГО одна из страховых компаний выплачивает примерно 20 миллионов рублей в месяц, а тем застрахованным, в кого въехали водители без полиса, — от трех до пяти миллионов в месяц.

«Это как раз примерно 20 % от того, сколько мы платим людям, в которых въезжают с полисами. Почему так происходит? Одна из главных причин — молодежь за рулем. Если водителю меньше 22-х лет, и у него меньше двух лет стажа, и в прошлом году он в кого-нибудь въехал, стоимость его полиса ОСАГО составляет 15-20 тысяч рублей. У него зачастую таких денег нет, и он полагает, что лучше заплатить 800 рублей штрафа, а полис он покупать не будет. А что делать владельцу полиса, в которого въедет человек без полиса? Возникает некая финансовая напряженность», — рассказывает председатель совета директоров страховой компании «Коместра-Томь» Вадим Чмух.

Суды уже завалены такими делами, продолжает он. И потерпевшие эти процессы выигрывают. Но что дальше? У ответчиков, не нашедших денег на полис, на возмещение ущерба их и подавно нет. И выплаты растягиваются на долгие годы.

А вот очереди за полисами томские страховые компании не считают причиной того, что немалая часть водителей предпочитает обходиться без этих документов. Поясняют: в других регионах – да, возможно, и этот фактор влияет. Но не в Томске. И введение электронных полисов никак не отразилось на этой ситуации. Их вообще крайне редко заказывают – всего 2-3 % автомобилистов.

«Приобретая полисы в офисе или у агента, ты знаешь, что все сделано правильно, потому что документы оформлял профессионал своего дела. А заказывая электронный полис самостоятельно, у человека, хоть он и умный, и грамотный, небольшой червячок сомнения есть — все ли он правильно сделал, не ошибся ли где-то, что может повлиять на время урегулирования выплат», — поясняет директор филиала страховой компании «Росгосстрах» в Томской области Владимир Эсаулов.

«Сегодня лидерами по продаже электронных полисов являются те области, в которых полисы купить очень сложно. Это, прежде всего, Краснодарский край, Мурманская и Волгоградская области, Ставрополь, недавно к ним присоединился Дальний Восток. Там нужно занимать очередь, через две-три недели она подойдет, и вам выдадут бумажный полис. Поэтому там чаще покупают электронный полис», — дополняет председатель совета директоров страховой компании «Коместра-Томь» Вадим Чмух.

Аналогичного мнения придерживаются и в Центробанке.

«У нас и ранее не было проблем с бумажными полисами. В принципе, не зафиксировано в Томской области отсутствие бланков полисов ОСАГО, как это было в целом по России. Очереди – да, были, но в пределах разумного. В Томской области никто не занимал очередь в пять утра, чтобы приобрести полис ОСАГО», — отмечает начальник отдела контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций томского отделения Банка России Лариса Отрезова.

Переходя к теме изменений в законодательстве, страховщики говорят: они ожидают, что ситуация станет еще напряженнее после того, как платить потерпевшим придется не деньгами, а ремонтом.

«В том варианте, который был согласован с Центробанком, предлагалось возмещать ущерб ремонтом при использовании новых запчастей без учета износа автомобиля. Для Томска это катастрофа, потому что средний возраст томской машины — примерно восемь лет, ее износ составляет больше 50 %. Если будет принято решение о ремонте новыми запчастями, то выплаты вырастут примерно на 25 %, по нашим оценкам. Вся финансовая модель ОСАГО в нашем регионе мгновенно начнет приносить страховым компаниям убытки. Это приведет к тому, что страховые компании через год будут уходить из Томской области, и мы вернемся к ситуации трех-пятилетней давности, когда в Томске невозможно было купить страховой полис. А после президентских выборов у страховых лоббистов окажутся развязаны руки, и они все таки продвинут рост тарифов не меньше, чем в два раза», — прогнозирует Вадим Чмух.

Есть у него и вопросы о том, как будет контролироваться качество ремонта, предоставленного потерпевшим вместо выплат. Уже сейчас, когда страховщикам вместо ГИБДД поручили следить за техосмотром автомобилей и мастерскими, где он проводится, они сами признают, что с этим не справляются.

«Когда мы должны следить, как слесарь Иванов вышел на работу — выпивши или не выпивши, как он исповедует стандарты мирового качества? Страховые компании для этого не предназначены. Кто за это будет отвечать? Наказывать страховую компанию за то, что запчасть не пришла?», — возмущается председатель совета директоров «Коместра-Томь».

Однако в томском филиале «Росгосстраха» таких пессимистичных настроений не придерживаются. Говорят, для автовладельцев по сути ничего не изменится – после ДТП машину так и так надо чинить. А список, в котором около 50-ти проверенных авторемонтных мастерских, в этой страховой компании уже составили.

«Это мастерские, которые не являются подпольными, могут подписать договора – а мы, естественно, будем работать над договорами. Паники быть не должно. На то они и рыночные отношения, что с теми, кто будет плохо чинить, мы не будем дальше продолжать сотрудничество. И Центробанк будет следить за тем, чтобы все были довольны, и соблюдались сроки», — объясняет Владимир Эсаулов.

И все же пока неизвестно — не обернутся ли качество и сроки ремонтных работ, проведенных вместо выплат, многотысячными штрафами для страховых компаний. И сколько их останется к тому моменту, когда можно будет подвести хоть какие-то итоги этой реформы.    

Ирина Костина