Источник фото: архив автора
Авторские материалы

Право знать: что ответить водителю в маршрутке?

20:00 / 26.12.17
23931
Мы в социальных сетях:

 «В Томске на ходу загорелась маршрутка с пассажирами», «Томичи жалуются на качество работы маршрута № 25», «Томские сотрудники ГИБДД сняли с линии троих пьяных водителей маршруток»  – это лишь некоторые из многочисленных журналистских материалов 2017 года о происшествиях в маршрутных автобусах. Новости о нарушениях прав пассажиров появляются регулярно: зачастую автобусы не останавливаются на остановках, закрывают двери перед лицом пассажиров, водитель курит в салоне, а кондуктор (если он есть) грубит. Нынешний городской транспорт – одна из самых острых проблем Томска. На этой неделе в рубрике «Право знать»  – ответы на самые актуальные вопросы, которые могут у вас возникнуть во время поездок в маршрутках.

1 января 2018 г. исполнится ровно год с момента запуска в Томске новой транспортной сети. В первый день 2017 года мэр официально утвердил новую схему с 29 автобусными маршрутами. Огромная работа по созданию обновленных маршрутов была проведена на бумаге, однако на деле многие томичи не видят кардинальных отличий нынешних маршруток от тех, которые выходили на линии до проведения транспортной «реновации».

Тариф за проезд в маршрутках увеличили также в начале года. Что изменилось кроме цены? Может быть, мы теперь платим больше, потому что водители стали вежливее? Вовсе нет. Вместо этого за свои деньги вы можете вдоволь наслушаться хитов шансонье, пока будете добираться до пункта назначения. К плейлисту чаще всего прилагаются дополнительные спецэффекты в виде сигаретного дыма, который окутывает половину салона, или увлекательных историй водителя, которые он рассказывает кому-то по телефону.

Несмотря на увеличение цены в 2017 году, решения старых проблем так и не нашлось. Кондукторов в достаточном количестве как не было, так и нет (по заверению мэра вопрос с нехваткой кондукторов будет решен в ближайшие три года). Профилактические разговоры организаций-перевозчиков с водителями тоже мало помогают, и последние отчего-то думают, что могут проезжать мимо остановок.

Все вышеперечисленное настолько безрадостно, что многие из нас уже просто не в силах сопротивляться. Но, как вы уже знаете, молчание в деле собственной защиты – не лучший помощник. Ответы на вопросы, которые сегодня даст Tomsk.ru, помогут вам справиться с хамством и наглостью в маршрутках и защитить свои права.

1. Вопрос: Куда жаловаться на незаконное поведение водителя маршрутки?

Ситуация. Кира едет в маршрутке. В это время водитель закуривает сигарету. Кира просит шофера затушить ее, так как дым попадает в салон, а это доставляет неприятные ощущения пассажирам. Девушку поддерживает сидящая рядом пассажирка. Они вместе в вежливой форме продолжают просить водителя прекратить курить, однако он, поворачиваясь к пассажиркам, сообщает в грубой форме, что «никто здесь ваши приказы за 18 рублей выполнять не будет, а если что-то не нравится, то с вещами на выход». Продолжив движение, водитель выкуривает еще 2 сигареты.

Право знать: что ответить водителю в маршрутке?

Что делать? Не отмалчиваться. И помнить, что водитель – обычный работник, которого наняли для того, чтобы он осуществлял свою трудовую функцию, а именно управлял транспортным средством для перевозки пассажиров. При этом, управлять маршруткой водитель должен не абы как, а соблюдая все правила и нормы. Знайте, что над каждым водителем есть свой начальник. Этот начальник обязан в установленном законом порядке реагировать на все жалобы пассажиров. Поэтому в случае возникновения конфликтов, курения во время движения автобуса и других неприятных ситуаций, необходимо позвонить по номеру, который указан в салоне маршрутки. Это номер организации, которая занимается перевозками пассажиров и обязана принимать претензии, а самое главное, реагировать на них. Если вы оказались в похожей ситуации, важно запомнить все детали произошедшего, по возможности запомнить (а лучше записать) государственный номер маршрутки и имя водителя, которое должно быть указано на доске информации. После того, как вы собрали все необходимые сведения, смело звоните в транспортную организацию и сообщайте о возникших проблемах в маршрутке. Если же ответ организации-перевозчика вас не устраивает, или же вас там попросту игнорируют, необходимо обратиться в контролирующие органы.

Что говорит закон? Законодательно отношения между пассажиром и транспортной компанией, которая осуществляет перевозки, регулируются целым рядом актов, среди которых Закон РФ «О защите прав потребителей» и Федеральный закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Не менее важными для вашей защиты являются законы «О безопасности дорожного движения», «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», а также Постановление Правительства РФ  № 112 от 14.02.2009 г. «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Так, пункт 4 части 1 статьи 12 закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» прямо запрещает водителям курить в автобусах. Нарушение этого запрета влечет наложение административного штрафа до 1500 рублей.

Если же водитель нарушает установленные запреты, то это является доказательством того, что потребителю оказывается услуга ненадлежащего качества. Помните о том, что статья 7 Закона «О защите прав потребителей» говорит о качественном обслуживании, а это в свою очередь предусматривает безопасную и комфортную перевозку пассажиров.

Зная об этом, вы сможете преодолеть конфликтную ситуацию, если она вызвана неправомерными действиями сотрудников маршруток. Однако при этом стоит помнить и о своих обязанностях, а не только о правах.

2. Вопрос: Какие есть права и обязанности у пассажира и водителя маршрутки?

Ответ: Пассажиры маршруток вправе:

1) своевременно, качественно и безопасно добираться до пункта назначения;

2) получать полную и достоверную информацию о маршруте передвижения и условиях возмещения вреда, который может быть причинен во время движения маршрутки;

3) оплачивать проезд согласно установленному тарифу и пользоваться льготами (при наличии оснований);

4) провозить с собой ребенка в возрасте до 7 лет бесплатно (при условии, что он не занимает отдельного места);

5) провозить ручную кладь разрешенного объема и количества.

Обязанностей у пассажиров маршруток намного больше. Итак, пассажир обязан:

1) оплатить проезд и иметь при себе документы, удостоверяющие право на проезд (билет, проездной, удостоверение, подтверждающее льготу);

2) сохранять билет до конца поездки;

3) при провозе крупного багажа оплачивать каждую его единицу;

4) предоставлять проездные документы по требованию кондуктора или должностных лиц;

5) бережно относиться к оснащению салона транспортного средства, соблюдать чистоту и общественный порядок;

6) не задерживаться у входных дверей, не заслонять проход багажом и прочими предметами, не препятствовать открытию и закрытию дверей, а также входу и выходу пассажиров; заранее готовиться к выходу, не задерживая водителя на остановке;

7) заботиться о личной безопасности, держась за поручни;

8) уступать место пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями здоровья, женщинам и пассажирам с детьми;

9) при нахождении забытых вещей сдать их водителю или кондуктору (если вы едете до конечной остановки);

10) освободить салон после прибытия на конечную остановку.

Что обязан делать водитель при выполнении своей трудовой функции, смотрите в нашей инфографике.

Право знать: что ответить водителю в маршрутке?

Обратите внимание, что как водитель, так и пассажир имеют право защищать свои интересы в суде.

3. Вопрос: Какие имеются основания для жалоб на водителей?

Ответ: Жалоба на водителя маршрутки рассматривается руководством транспортной компании или контролирующими органами, если она обоснована.

Основания и причины могут быть следующими:

1) водитель по непонятной причине отклоняется от маршрута или отказывается вести пассажиров до конечной остановки, разворачиваясь раньше положенного пункта схемы движения;

2) в салоне громко играет музыка, а на просьбы сделать потише водитель грубит или же никак не реагирует;

3) в салоне холодно в морозную погоду – не включен подогрев;

4) водитель курит;

5) водитель разговаривает по телефону, что не позволяет держать ему руль обеими руками (если он не разговаривает с использованием специальной гарнитуры);

6) водитель нарушает правила дорожного движения: едет слишком быстро, совершает опасные маневры, резко тормозит;

7) водитель ведет себя грубо, сквернословит или уничижительно обращается к пассажирам.

4. Вопрос: Обязан ли пассажир требовать билет?

Ответ: Да, потому что билет, который вы получаете в общественном транспорте, является единственным подтверждением того, что вы заключили с транспортной компанией договор перевозки. Плюс ко всему, сохраненный билет поможет вам получить страховку в предусмотренных законом случаях.

5. Вопрос: Что делать, если вы получили травму в маршрутке? Как получить страховку?

Ответ: Не всем гражданам, которые пользуются маршрутками, известно, что на время поездки все пассажиры являются застрахованными. Это происходит автоматически на основании Федерального закона № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Это значит, что в ситуации, когда вина водителя очевидна, пассажир имеет право получить компенсационную выплату. Например, при получении травмы в салоне от сильного торможения пассажир вправе получить возмещение ущерба, так как водитель нарушил правила перевозки пассажиров. Водителю немедленно следует дать знать о проблеме, после чего он должен вызвать представителей полиции, скорую медицинскую помощь, а также дать пострадавшему координаты фирмы-перевозчика и страховой компании. Работники «скорой» составят акт освидетельствования, с которым необходимо обратиться в страховую компанию для получения положенной выплаты. Главное – обязательно сохранить билет! Размер страховой выплаты будет определен исходя из степени тяжести травмы.

6. Вопрос: Может ли водитель проехать мимо остановки?

Ответ: Выходя на маршрут, водитель обязан останавливаться на каждой остановочной платформе. При этом предполагается, что маршрутка технически исправна. А вот в ситуации, когда водитель направляется в гараж или для устранения поломки, на остановках он останавливаться не должен.

7. Вопрос: Можно ли платить мелочью?

Ответ: Пассажир имеет право расплачиваться за проезд деньгами любого номинала – как крупными купюрами (в том числе, новыми купюрами номиналом 2000 рублей, их обязаны принимать), так и монетами. Однако то же самое правило распространяется на кондукторов, когда они выдают вам сдачу. Отнеситесь с пониманием к ситуации, когда у кондуктора может не оказаться бумажных денег, и он выдаст вам сдачу монетами.

8. Вопрос: Куда обратиться с жалобой?

Ответ: Для урегулирования всех спорных вопросов для начала вы должны обратиться непосредственно к фирме-перевозчику. Полный перечень перевозчиков, работающих на территории города Томска, имеется на сайте Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области: https://dts.tomsk.gov.ru/reestr-mezhmunitsipalnyh-marshrutov-reguljarnyh-perevozok-tomskoj-oblasti. Если обращение к перевозчику не дало результата, необходимо составить жалобы в компетентные органы, к которым относятся: Управление ГИБДД УМВД России по Томской области (ул. Иркутский тракт, д. 79, тел.: 664-422, 664-424, 002), Управление государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ул. Котовского, д. 19, тел.: 556-219 — круглосуточно), Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области (пр. Ленина, д. 117, тел.: 900-634).

9. Вопрос: Что почитать?

Ответ: Статьи законов, которые вам могут пригодиться. Внимательно с ними ознакомьтесь.

Право знать: что ответить водителю в маршрутке?

Юридическая подкованность – одна из составляющих успешного разрешения любых конфликтных ситуаций, в том числе, и в маршрутках. Читайте рубрику «Право знать» и знайте свои права! А еще будьте добрее друг к другу, но не забывайте, что любое проявление хамства и неуважения терпеть и замалчивать не нужно.

 

Дмитрий Аксенов