Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

Пропустите «скорую»: томских водителей учат реагировать на спецсигналы

23:19 / 27.02.18
11630
Мы в социальных сетях:

Сегодня ГИБДД Томска провела очередную операцию «Маячок»: по городским улицам проехалась машина скорой помощи с включенными сиренами в сопровождении двух патрульных автомобилей ДПС. Цель такой операции — проверить реакцию водителей на машину с включенными сиренами и проблесковыми маячками.

Корреспонденты Tomsk.ru решили вместе с ГИБДД посмотреть, насколько томичи готовы в условиях непростой дорожной ситуации пропустить врачей, мчащихся к кому-то на помощь.

Пропустите «скорую»: томских водителей учат реагировать на спецсигналы

Есть проблема

По словам главврача томской станции скорой помощи Николая Родионова, каждую смену в Томске на линию выходят более сорока экипажей скорой помощи, и за день они отрабатывают десятки вызовов, как легких, так и сложных.

Понятно, что включать мигалки и сирены, чтобы проверить давление в три часа ночи пенсионерке или забинтовать поврежденный палец, медики не будут. Но на критические вызовы (ДТП, несчастные случаи, помощь детям в тяжелом состоянии) скорые действительно мчат. А чаще всего сирены начинают звучать, когда больной уже в салоне, и медики понимают, что довезти пациента до больницы быстро — вопрос жизни и смерти.

«Томские водители достаточно дисциплинированы, и в большинстве случаев пропускают «скорые», однако сотрудники на планерке периодически жалуются на то, что кто-то из автолюбителей решил не уступать машине со включенными сиренами места на дороге. Аварии с участием машин скорой помощи тоже бывают. И чаще всего получается так: машина едет на вызов со спецсигналами, и тут кто-то из водителей выворачивает наперерез. Конечно, это опасно и для водителей, и для медиков, и для пациентов: машина, которая остановилась, чтобы оформить ДТП, уже не приедет к пациенту, а другой экипаж может быть занят», — объяснил Родионов.

Пропустите «скорую»: томских водителей учат реагировать на спецсигналыПропустите «скорую»: томских водителей учат реагировать на спецсигналы

Правила

Как рассказали в отделе пропаганды безопасности дорожного движения городской ГИБДД, в последнее время машины скорой помощи чаще всего включают мигалки во время выездов — это делает их более заметными на дороге, но специальные правила для машины скорой помощи на дороге действуют тогда, когда проблесковые маячки включены вместе с сиренами.

По ПДД, заметив такую машину позади себя, водители должны включить «поворотники», тем самым давая знать, что видят машину скорой помощи и готовы пропустить, а затем перестроиться в другой ряд, не создавая аварийной ситуации. Должны пропускать медиков и пешеходы на дорогах: даже если человек стоит на «зебре» и ему горит зеленый свет, скорую помощь он пропустить обязан.

На деле же все выходит по-другому. Как рассказали в ГИБДД, пропускать машину со спецсигналами не спешат ни водители, ни пешеходы. И мелкие ДТП со «скорыми» на томских дорогах случаются чуть ли не еженедельно. Например, недавно ДТП с участием машины скорой помощи стало причиной серьезного затора на Комсомольском. Потом выяснилось, что иномарка не пропустила мчащуюся по дороге с включенными сиренами «Газель». А вчера дорогу не поделили «скорая» и велосипедист. Причем, по предварительным данным, виноват в ДТП был внесезонный любитель велоспорта.

«Операции «Маячок» стали регулярно проводить после нашумевшего случая в Москве, когда из-за того, что машине скорой помощи не уступили место в потоке машин, погиб пациент. Таких случаев уже было множество. Поэтому по всей России стали с периодичностью не менее раза в месяц проводить операции «Маячок» — это должно дисциплинировать водителей», — рассказал руководитель отдела пропаганды БДД ГИБДД Томска Дмитрий Емельянов.

Пропустите «скорую»: томских водителей учат реагировать на спецсигналыПропустите «скорую»: томских водителей учат реагировать на спецсигналы

Организация рейда

По словам Емельянова, практически каждый выезд ГИБДД на «Маячок» заканчивается одинаково: инспекторы ДПС, сопровождающие «Газель» скорой помощи в поездке по городу, выявляют по одному-два нарушения, по которым составляют административные материалы. Штраф за непропуск машины со спецсигналами — 500 рублей, или даже 250, если оплатить их пораньше.

Организованы все рейды одинаково: от здания областной ГИБДД отъезжает машина скорой помощи в сопровождении двух автомобилей ДПС. «Скорая» едет с включенными сиренами и «маячками», патрульные машины ДПС — просто с «маячками». Нарушения фиксируются на видеорегистраторы, установленные в патрульных машинах, на нарушителей составляют протоколы.

Маршрут движения каждый раз разный. Сегодня кортеж из «Газели» и двух патрульных машин проехался по Балтийской, Нахимова, Коммунальному мосту, Ленина, Розы Люксембург и из центра города обратно — на Иркутский тракт.

Ехали автомобили небыстро, так что у водителей, в отличие от реальных ситуаций, когда «скорые» буквально мчатся, есть время и заметить автомобиль, и оценить ситуацию, и перестроиться. К тому же, внимание автолюбителей должны были привлечь два патрульных автомобиля в сопровождении, и даже не столько из страха перед штрафами. В реальной ситуации ДПС сопровождает «скорую», только если ситуация совсем критическая. Например, нужно «провести» через пробки экипаж, который спасает умирающего или принимает экстренные роды.

Пропустите «скорую»: томских водителей учат реагировать на спецсигналыПропустите «скорую»: томских водителей учат реагировать на спецсигналы

Итоги

За время операции «Маячок» сотрудники ГИБДД выявили трех нарушителей. Первый попался буквально через несколько минут после выезда: молодой водитель грузовой «Газели» не пропустил карету скорой помощи, а попытался перестроиться только тогда, когда его стали останавливать ДПС. Водитель попытался убедить полицейских в том, что перестроился сразу, и настаивал на своем, пока ему не показали запись ЧС видеорегистратора.

На Нахимова, несмотря на плотный поток машин, «скорая» проехала без затруднений, а вот на повороте на Ленина появился второй нарушитель. Вместо того, чтобы уступить дорогу «Газели», водитель стареньких «жигулей» поглубже «втопил» педаль газа, чтобы на скорости оторваться от автомобиля с «сиренами». Такой гоночный маневр вряд ли бы помог, двигайся скорая помощь на реальный срочный вызов на скорости. Водитель «жигулей» при общении с полицейскими сразу признал, что был явно неправ.

На Ленина, несмотря на то, что мини-кортежу пришлось двигаться в плотном потоке машин и даже на некоторых участках через пробку, все прошло гладко: водители вовремя уступали место скорой помощи, лавируя и перестраиваясь в другой ряд. Зато ни «маячков», ни сирен, ни автомобилей ДПС не заметил водитель белой иномарки на повороте на переулок 1905 года: мужчина не уступил дорогу «скорой» и вышел общаться с полицейскими явно расстроенный. Остаток пути участники операции проехали нормально, без препятствий.

Итог сегодняшней операции «Маячок» — три нарушителя, не считая еще пары-тройки водителей, которые чуть не «подрезали» машины ДПС во время поездки. Это немного больше, чем обычно бывает по итогам подобных выездов. По информации городской ГИБДД, в марте такое мероприятие будут проводить чаще, чем обычно — еженедельно. Так что у томских водителей еще будет много шансов подтянуть дисциплину на дороге.

Пропустите «скорую»: томских водителей учат реагировать на спецсигналы

Екатерина Бухтиярова