Сегодня ГИБДД Томска провела очередную операцию «Маячок»: по городским улицам проехалась машина скорой помощи с включенными сиренами в сопровождении двух патрульных автомобилей ДПС. Цель такой операции — проверить реакцию водителей на машину с включенными сиренами и проблесковыми маячками.
Корреспонденты Tomsk.ru решили вместе с ГИБДД посмотреть, насколько томичи готовы в условиях непростой дорожной ситуации пропустить врачей, мчащихся к кому-то на помощь.
Есть проблема
По словам главврача томской станции скорой помощи Николая Родионова, каждую смену в Томске на линию выходят более сорока экипажей скорой помощи, и за день они отрабатывают десятки вызовов, как легких, так и сложных.
Понятно, что включать мигалки и сирены, чтобы проверить давление в три часа ночи пенсионерке или забинтовать поврежденный палец, медики не будут. Но на критические вызовы (ДТП, несчастные случаи, помощь детям в тяжелом состоянии) скорые действительно мчат. А чаще всего сирены начинают звучать, когда больной уже в салоне, и медики понимают, что довезти пациента до больницы быстро — вопрос жизни и смерти.
«Томские водители достаточно дисциплинированы, и в большинстве случаев пропускают «скорые», однако сотрудники на планерке периодически жалуются на то, что кто-то из автолюбителей решил не уступать машине со включенными сиренами места на дороге. Аварии с участием машин скорой помощи тоже бывают. И чаще всего получается так: машина едет на вызов со спецсигналами, и тут кто-то из водителей выворачивает наперерез. Конечно, это опасно и для водителей, и для медиков, и для пациентов: машина, которая остановилась, чтобы оформить ДТП, уже не приедет к пациенту, а другой экипаж может быть занят», — объяснил Родионов.
Правила
Как рассказали в отделе пропаганды безопасности дорожного движения городской ГИБДД, в последнее время машины скорой помощи чаще всего включают мигалки во время выездов — это делает их более заметными на дороге, но специальные правила для машины скорой помощи на дороге действуют тогда, когда проблесковые маячки включены вместе с сиренами.
По ПДД, заметив такую машину позади себя, водители должны включить «поворотники», тем самым давая знать, что видят машину скорой помощи и готовы пропустить, а затем перестроиться в другой ряд, не создавая аварийной ситуации. Должны пропускать медиков и пешеходы на дорогах: даже если человек стоит на «зебре» и ему горит зеленый свет, скорую помощь он пропустить обязан.
На деле же все выходит по-другому. Как рассказали в ГИБДД, пропускать машину со спецсигналами не спешат ни водители, ни пешеходы. И мелкие ДТП со «скорыми» на томских дорогах случаются чуть ли не еженедельно. Например, недавно ДТП с участием машины скорой помощи стало причиной серьезного затора на Комсомольском. Потом выяснилось, что иномарка не пропустила мчащуюся по дороге с включенными сиренами «Газель». А вчера дорогу не поделили «скорая» и велосипедист. Причем, по предварительным данным, виноват в ДТП был внесезонный любитель велоспорта.
«Операции «Маячок» стали регулярно проводить после нашумевшего случая в Москве, когда из-за того, что машине скорой помощи не уступили место в потоке машин, погиб пациент. Таких случаев уже было множество. Поэтому по всей России стали с периодичностью не менее раза в месяц проводить операции «Маячок» — это должно дисциплинировать водителей», — рассказал руководитель отдела пропаганды БДД ГИБДД Томска Дмитрий Емельянов.
Организация рейда
По словам Емельянова, практически каждый выезд ГИБДД на «Маячок» заканчивается одинаково: инспекторы ДПС, сопровождающие «Газель» скорой помощи в поездке по городу, выявляют по одному-два нарушения, по которым составляют административные материалы. Штраф за непропуск машины со спецсигналами — 500 рублей, или даже 250, если оплатить их пораньше.
Организованы все рейды одинаково: от здания областной ГИБДД отъезжает машина скорой помощи в сопровождении двух автомобилей ДПС. «Скорая» едет с включенными сиренами и «маячками», патрульные машины ДПС — просто с «маячками». Нарушения фиксируются на видеорегистраторы, установленные в патрульных машинах, на нарушителей составляют протоколы.
Маршрут движения каждый раз разный. Сегодня кортеж из «Газели» и двух патрульных машин проехался по Балтийской, Нахимова, Коммунальному мосту, Ленина, Розы Люксембург и из центра города обратно — на Иркутский тракт.
Ехали автомобили небыстро, так что у водителей, в отличие от реальных ситуаций, когда «скорые» буквально мчатся, есть время и заметить автомобиль, и оценить ситуацию, и перестроиться. К тому же, внимание автолюбителей должны были привлечь два патрульных автомобиля в сопровождении, и даже не столько из страха перед штрафами. В реальной ситуации ДПС сопровождает «скорую», только если ситуация совсем критическая. Например, нужно «провести» через пробки экипаж, который спасает умирающего или принимает экстренные роды.
Итоги
За время операции «Маячок» сотрудники ГИБДД выявили трех нарушителей. Первый попался буквально через несколько минут после выезда: молодой водитель грузовой «Газели» не пропустил карету скорой помощи, а попытался перестроиться только тогда, когда его стали останавливать ДПС. Водитель попытался убедить полицейских в том, что перестроился сразу, и настаивал на своем, пока ему не показали запись ЧС видеорегистратора.
На Нахимова, несмотря на плотный поток машин, «скорая» проехала без затруднений, а вот на повороте на Ленина появился второй нарушитель. Вместо того, чтобы уступить дорогу «Газели», водитель стареньких «жигулей» поглубже «втопил» педаль газа, чтобы на скорости оторваться от автомобиля с «сиренами». Такой гоночный маневр вряд ли бы помог, двигайся скорая помощь на реальный срочный вызов на скорости. Водитель «жигулей» при общении с полицейскими сразу признал, что был явно неправ.
На Ленина, несмотря на то, что мини-кортежу пришлось двигаться в плотном потоке машин и даже на некоторых участках через пробку, все прошло гладко: водители вовремя уступали место скорой помощи, лавируя и перестраиваясь в другой ряд. Зато ни «маячков», ни сирен, ни автомобилей ДПС не заметил водитель белой иномарки на повороте на переулок 1905 года: мужчина не уступил дорогу «скорой» и вышел общаться с полицейскими явно расстроенный. Остаток пути участники операции проехали нормально, без препятствий.
Итог сегодняшней операции «Маячок» — три нарушителя, не считая еще пары-тройки водителей, которые чуть не «подрезали» машины ДПС во время поездки. Это немного больше, чем обычно бывает по итогам подобных выездов. По информации городской ГИБДД, в марте такое мероприятие будут проводить чаще, чем обычно — еженедельно. Так что у томских водителей еще будет много шансов подтянуть дисциплину на дороге.
Екатерина Бухтиярова