Источник фото: Tomsk.ru, Святослав Зырянов
Фоторепортажи

Искусство после человека: как прошла лекция Дмитрия Булатова

14:08 / 22.03.19
969
Мы в социальных сетях:

21 марта в пространстве коллективной работы «Точка кипения — Томск» состоялась лекция известного художника и теоретика искусства Дмитрия Булатова. «Искусство после человека» — так звучал основной тезис мероприятия. Художник поговорил об atr&science, «глубоких медиа» и о том, почему искусство нечеловеческих систем отводит самому человеку не самое важное место.

«Art&Science — необычная для традиционного искусства территория. Достаточно представить себе полуживой или живой артефакт, который требует не только присмотра, но и ухода за собой в рамках музейной действительности. Ему нужен куратор. Сейчас мы понимаем, что текущая выставочная система не приспособлена к хранению и заботе о таких экспонатах», — рассказывает Булатов.

Искусство после человека: как прошла лекция Дмитрия Булатова

Основой частью лекции стала демонстрация проектов, посвященных искусству, в котором на первое место выходят нечеловеческие агенты. Так, например, был разработан «Инструмент для обмана и убийства» Калеба Ларсена. Несмотря на название, в нем нет ни обмана, ни убийства. Это просто черный куб, который, благодаря подключению к интернету, продает себя на аукционах, исключая вмешательство своего нового хозяина. Или же другой проект — «Иллер», машина с обученной искусственной нейросетью, которая сортирует речную гальку по историческому возрасту, цвету, размеру и форме, воссоздавая историю всей реки.

Искусство после человека: как прошла лекция Дмитрия Булатова

Однако больше всего зрителей шокировал проект «Пока я не умру» московского медиахудожника Дмитрия Морозова. Он буквально создал синтезатор, работающий на крови, использовав для этого свою собственную. Кровь в данном случае выступает батареей для инсталляции, а исходящий звук постепенно угасает. Сам Морозов говорил, что проект символизирует скоротечность жизни и подчеркивает важность донорства.

«Это очередной этап в развитии партиципатийного искусства, и несет он в себе вампирский практический характер. Художник теперь принимает самое непосредственное участие в создании искусства, художник — его ресурс», — поясняет Булатов.

Искусство после человека: как прошла лекция Дмитрия Булатова

Так же художник успел отметить, что Томский государственный университет обогнал весь мир и одним из первых открыл на своей базе магистратуру по направлению Art&Science. Вместе с томским вузом такую магистратуру открыл Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики. Теперь об открытии таких направлений задумались Высшая Школа Экономики и Британская школа дизайна.

Не стоит забывать, что сегодня, 22 марта, в «Точке кипения» пройдет еще одно мероприятие — видеопоказ документального фильма об американском художнике Джо Дэвису. Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться.

Вячеслав Серов