Источник фото: pixabay.com
Интересное

К Пасхе подорожают продукты. Разбираем инфляцию и рыночные механизмы

18:00 / 16.04.19
2212
Мы в социальных сетях:

Опыт прошлых лет показывает: рост цен на три основных продукта для пасхального кулича — яйца, сахар и муку будет традиционно высоким. Точно выше уровня официальной инфляции. Но специалисты предлагают томичам считать правильно и не забывать о личной инфляции. На вопросы редакции ответила управляющий томским отделением Сибирского ГУ Банка России Любовь Табольжина.

Что не праздник, так цены растут

Как цветы перед 8 марта, тетради незадолго до 1 сентября, так и яйца перед Пасхой. И рост цен заметно выше 4% — целевого уровня Банка России по инфляции. 

К Пасхе подорожают продукты. Разбираем инфляцию и рыночные механизмы

«Спрос во многом определяет инфляцию: когда находится больше желающих купить товар, продавцы этим пользуются. Так работает рынок. При этом если вы посмотрите на динамику цен свежесрезанных цветов и тетрадок за год, то есть сравните 8 марта с 8 марта прошлого года и 1 сентября с 1 сентября разных лет, у вас получится что-то вблизи 4%. Поэтому да, разовое увеличение ценовой динамики возможно, и это вполне объясняется рыночными механизмами. Нам важно, чтобы инфляция по всем товарам и услугам за год была вблизи 4%. В последние годы инфляция существенно замедлилась», — пояснила Любовь Табольжина.

К Пасхе подорожают продукты. Разбираем инфляцию и рыночные механизмы

Расходы разные — личная инфляция разная

Продукты, которые мы покупаем постоянно, становятся гораздо дороже, чем говорит об этом статистика. По данным Росстата, в феврале 2019 года годовая инфляция в Томской области составила 5,9% — чуть выше общероссийского показателя. При этом продукты подорожали на 6,1%, непродовольственные товары — на 4,6%, платные услуги — на 7,5%.

«Первым делом нужно понимать, что Росстат рассчитывает инфляцию на основании стоимости стандартной потребительской корзины. В ней более 500 видов товаров и услуг, и делится она на три основные группы: продовольственные и непродовольственные товары и услуги. В корзину включены продукты, одежда и обувь, коммунальные и бытовые услуги, домашняя техника, автомобили. Состав корзины определяется исходя из расходов «типового» домохозяйства. Когда на рынке появляются новые товары и услуги или просто меняются потребительские предпочтения домохозяйств, состав потребительской корзины также может поменяться. Например, в последние годы из нее исключили сухое молоко, носовые платки, DVD проигрыватели. При этом добавили мясо индейки, кальмары, маникюр, электронный медицинский термометр, бензин АИ-98. Официальная инфляция показывает, на сколько изменилась стоимость этой стандартной корзины за определенный период. При этом цены на товары в этой корзине могут вести себя по-разному: одни расти, а другие снижаться. Судить об инфляции по изменению цен на один товар нельзя. Это суммарный индекс. И если меняется цена какого-то товара, но его доля в потребительской корзине невелика, на инфляцию это повлияет незначительно».

И если ваша семейная потребительская корзина не совпадает с официальной, то имейте в виду — показатель вашей личной инфляции также будет отличаться от официального. К примеру, вы решите стать вегетарианцем — отказаться от мясного и питаться исключительно овощами, фруктами и крупами. Значит, если подорожает говядина, вы этого даже не заметите, а ваши расходы не вырастут.

Личная инфляция — это, скорее, наше восприятие цен

При условии, если мы не ведем подробный учет своих трат. Эксперты уверены, чаще всего люди отмечают рост цен на товары за более короткий период, например, за месяц. Особенно в период сезонных колебаний стоимости овощей. Так, в августе — сентябре 2018 года свекла и морковь в нашем регионе подорожали на 24%. Но как только в продажу поступил новый местный урожай, цены на эти овощи снизились. Для краткосрочного роста цен были объективные причины, характерные для этого сезона: закончились прошлогодние запасы, и овощи к нам везли из других регионов либо импортировали.

К Пасхе подорожают продукты. Разбираем инфляцию и рыночные механизмы

«Рост цен очень сильно может врезаться в нашу память, особенно если какой-то конкретный товар мы покупаем постоянно. Мы мгновенно среагируем, стоит его цене измениться. И даже если этот товар не самый дорогой, а его стоимость — лишь мизерная доля в нашей корзине, мы все равно это воспримем как резкий рост цен на всё. Помните, как несколько лет назад подорожала гречка? А теперь скажите, вы обратили внимание, что в 2018 году она подешевела по сравнению с 2016 годом в нашем регионе почти в два раза? Вряд ли, потому что большая часть населения не имеет привычки сравнивать текущие цены с ценами в предыдущие периоды. А между тем в 2016 году средняя цена гречневой крупы была выше 94 рублей, а в конце 2018 года снизилась до 50,7 рублей. Вряд ли это мы будем помнить так же ясно, как предшествующее подорожание», — добавила Табольжина.

Инфляционные ожидания — чистая психология

Если человек чаще покупает определенный товар, который подорожал больше других, он сразу ощущает этот рост на своем бюджете. Например, какой-то определенный фрукт, сорт мяса или бензин. При этом на неизменность или снижение цен других товаров он может внимания и не обратить. Из этого, по словам Любови Табольжиной, и складываются инфляционные ожидания населения.

«Когда люди замечают рост цен на одни товары, они начинают предполагать, что ускорится подорожание и других. И что начинают делать? Торопятся покупать, создавая ажиотаж. Активный спрос подстегивает инфляцию. Продавцы начинают повышать цены, раз люди готовы покупать по любой цене и прямо сейчас».

Повышение НДС в 2019 году и прошлогоднее ослабление рубля временно ускорили годовую инфляцию в стране. По прогнозу Банка России, по итогам 2019 года она составит 4,7 –5,2% и вернется к целевому уровню вблизи 4% в первой половине 2020 года.

Если Вам есть, о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099.

Алина Штарк